В «Карманном театре» в Кургане состоялась премьера «Феноменов»

IMG_9652

В спектакле, поставленном слесарем, играют инженер, электромонтер и инспектор пожарной службы

Лето – время привычной театральной тишины. Не сезон. Тем удивительнее, в обход всех традиций, оказалась премьера спектакля по пьесе Григория Горина «Феномены», состоявшаяся в театре, о котором пока мало кому из горожан известно.

«Карманный театр» при клубе комбината «Синтез» – театр любительский, но с ударением на первом слове – «любить». Только беззаветно любя сцену и процесс творческого перевоплощения, можно спешить на репетицию после рабочей смены у станка или в офисе, урывая минуты от обеда, отдыха и семейных вечеров. Однако смысл этой самоотдачи – дарить любовь, тут круг замыкается.

Начался театр…не с вешалки, а с пьесы Жана Кокто. Выбор для начинающего, тем более, не профессионального театра, мало сказать, смелый. Это вам даже не «А не замахнуться ли нам на Вильяма Шекспира?». Тут дерзость отчаянней, подкрепленная верой в чудо, в себя, в зрителей – а это, как правило, коллеги, родные, друзья.

Ради возможности сотворить такое чудо вернулся в оставленную 27 лет назад творческую профессию Виктор Смирнов, бригадир слесарей, став режиссером новоявленного театра. Виктор Павлович прекрасно помнит то время, когда был актером Курганского драматического театра. Перестроечные времена круто поменяли его судьбу и профессию, но ничего не изменили в сердечной привязанности: «Телом ушел, а душой я остался в театре».

Выбор пал на пьесу Кокто и по той причине, что актеров в молодом театральном образовании в начале пути было всего двое – сам режиссер и юная актриса. Кроме них, в процесс подготовки к премьере включилась деятельная, заботливая и беззаветно любящая своих подопечных директор клуба «Синтез» Галина Кулешова.

«Карманный театр» Кокто не просто стал первым экспериментом молодой труппы, но и подарил название театру.

Режиссер объяснил концепцию странного названия: «Это то, что рядом с сердцем, часть души, которую достаем из внутреннего «кармашка», маленькое чудо. Как фокусник, который что-то достает из кармана, какой-то сюрприз, а все зрители ждут. И пусть ждут – что же мы достанем в этот раз?»

Из своих театральных карманов режиссер и артисты предпочитают доставать исключительно классиков, серьезные, философские произведения, рассчитанные на публику подготовленную, думающую, способную разглядеть смысл, спрятанный за декорациями слов и эмоций.

В багаже театра пока только три постановки, но какие имена! Кокто, Шукшин, Горин!  Действие комедии Горина происходит в московской гостинице, куда съезжаются люди, обладающие феноменальными способностями: телекинезом, телепатией и способностью видеть сквозь стены. Всех их пригласил влиятельный журнал, чтобы протестировать их необычайные таланты. Елена Петровна Ларичева, собирательница таких «феноменов», верит в сверхвозможности человеческого мозга. Правда, «феномены» порой ее подводят и оказываются  обычными шарлатанами и жуликами. Как Клягин, нелепый, веселый и простодушный жулик, якобы видящий сквозь стены, но на деле несчастный брошенный муж, громкой славой пытающийся вернуть жену. Случайно принят за телепата обычный инженер Иванов, рационалист по сути.

И только персонаж с выдающимся именем Михаил Прохоров (в год написания пьесы о будущем олигархе еще никто не знал) владеет даром передвигать предметы силой мысли. Одно «но» – для этого ему требуется состояние сильной злости, а чувство это само по себе малопродуктивно. Да и душа его, как выясняется в финале, жаждет любви, а не ненависти. Именно любовь, приходя в образе молоденькой и наивной дежурной Любы, может вдохновить на движение. Любовь и есть основа телекинеза, способная двигать предметы, стены, мир…

И то, что любовь в театре есть и ее много, чувствуется в зале – такую благодарную публику редко где встретишь. Овации, объятия и море цветов, а после спектакля обмен эмоциями, радостью от игры.

В театре царит легкая атмосфера доброго уютного дома, по горящим глазам его актеров заметно, какое огромное удовольствие они получают от игры и общения друг с другом. А это, как известно, лучший залог будущих успехов.