Курганцам сыграли на скрипке Страдивари

IMG_0068

Финальную точку в фестивале имени Дмитрия Шостаковича поставило впечатляющее выступление «Зальцбургских солистов»

Мне повезло — на концерте моей спутницей и проводником в мир классической музыки стала Любовь Кочарина, известный курганский искусствовед и музыковед. Даже на такого взыскательного и искушенного слушателя «Зальцбургские солисты» произвести впечатление:

— Потрясающий ансамбль! Настолько они друг друга чувствуют, как они друг друга слышат, как они друг с другом разговаривают! Музыка – тот общий язык, который позволяет людям разных языков и культур понимать друг друга без слов.

Ансамбль объединяет музыкантов разных возрастов из разных стран. В его составе пять человек – струнный квартет и пианист, среди которых организатор Луц Лесковиц (скрипка/Австрия), Паулюс Сондецкис (скрипка/Австрия), москвичи Елена Исаенкова (альт) и Василий Щербаков (фортепиано) и кореянка по происхождению Уве Хирт-Шмидт (виолончель/Австрия). Общение артистов на сцене было интересно наблюдать – красноречивые взгляды, улыбки, кивки. С первых минут стало ясно: на сцене команда единомышленников.

Коллектив «Зальцбургских солистов» зародился более 30 лет назад. Луц Лесковиц основал ансамбль камерной музыки в 1979 году. С того времени он приобрел славу одного из лучших ансамблей мира.

IMG_0032

— Каждый из участников может раскрыть себя как сольный музыкант, — комментирует Луц Лесковиц, — поэтому мы и называемся «солистами».

Центральная идея – это, естественно, исполнение произведений великого соотечественника, Моцарта. Причем Лесковиц старается выбирать произведения, которые нечасто можно услышать. Со сцены курганской филармонии прозвучал «Дивертисмент ми бемоль мажор» – сложнейшее произведение, которое отваживается исполнить не каждый.

Кроме Моцарта в первом отделении прозвучало «Струнное трио» Гайдна. Но не менее, а для меня даже более ярким и впечатляющим стало второе отделение концерта. Зрители услышали «влюбленного Шостаковича» («Трио № 1 для скрипки», созданное в романтический период жизни автора) и знаменитый «Квинтет» Дворжака.

Не обошлось и без биса. Когда Василий Щербаков объявил, что сейчас сыграют неизвестное произведение Моцарта, по залу пробежал легкий шёпот, который тут же сменился хохотом, — с первых аккордов все узнали «Маленькую ночную серенаду». Шутка удалась.

Впечатлениями поделилась искусствовед Любовь Кочарина:

— Программа очень интересная. В Гайдне (я по нему очень скучаю!) есть что-то по-детски открытое, немыслимая нотная моторика, постоянное движение. Шостакович был сегодня каким-то «рахманиновским», удивительно трогательным, многонасыщенным эмоциями. Рояль в верхах, виолончель и альт создали просто тающий звук. Ну а Дворжак – это наше, потрясающей, полифонической была вторая часть. Поразительная виолончель, великолепный пианист, дивный альт, перед альтисткой просто снимаю шляпу. Теперь все мы можем считать, что через одного человека знакомы с самим Менухиным.

Всемирно известный Иегуди Менухин оказал огромное влияние на становление Лесковица как музыканта. К сожалению, у Луца нет возможности преподавать в консерватории, на это не хватает  времени. Но он передает традиции школы Менухина, проводя мастер-классы в разных странах.

От другого учителя музыканту достался бесценный подарок… Луц играл на скрипке Страдивари по имени «Ex-Prihoda» 1707 года. С тех пор вот уже 37 лет со скрипкой музыкант не разлучен. Он с большой готовностью продемонстрировал ее журналистам и даже позволил прикоснуться.

Фоторепортаж Ксении Майтама.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *