Маэстро умеет удивлять новым видением музыки великих композиторов
Виртуоз фортепианной игры, заслуженный артист России, лауреат международных конкурсов Валерий Кулешов давно живет в США, выступает в престижнейших концертных залах мира, но признается, что больше всего любит играть в России.
Валерий Алексеевич хорошо помнит и свой первый визит в Курган: «Я последние три года регулярно езжу по России, благодаря тому, что у меня появился менеджер в Москве. И я очень счастлив. Прекрасно помню свое первое выступление в Кургане, давал премьеру – играл сюиту Игоря Худолея по мотивам оперы Мусоргского «Борис Годунов». В этот раз тоже премьеру играю, хотя известную вещь – увертюру-фантазию «Ромео и Джульетта» Чайковского, но в обработке для фортепьяно современного бельгийского пианиста Флориана Ноака, ему 22 года всего. Из малоисполняемого прозвучит небольшая пьеса Рахманинова «Осколки», он ее написал перед отъездом из России в США в 1917 году».
Одна из выдающихся работ Кулешова – его сольный диск «Hommage a Horowitz» («Посвящение Горовицу»). Мастер фортепианной транскрипции Валерий Кулешов когда-то с такой ювелирной точностью и музыкальной чуткостью воспроизвел сложнейшие партии Горовица, расшифровав их по слуху с пластинок и кассет, что легендарный пианист пришел в изумление и предложил молодому таланту бесплатные занятия у него.
К сожалению, пианист успел взять у маэстро только один урок, так как вскоре Горовиц умер. Но жанр фортепианной транскрипции по-прежнему занимает большое место в репертуаре Валерия Кулешова, заставляя слушателя открывать для себя новые грани давно знакомых произведений.
Помимо Чайковского и Рахманинова курганская публика внимала музыке Скрябина и Мусоргского («Картинки с выставки») в филигранном и очень эмоциональном исполнении знаменитого пианиста.
— Я не в первый раз слушаю концерт Валерия Кулешова и всегда получаю огромное удовольствие, — делилась впечатлением от услышанного Татьяна Ефименко, выпускница колледжа Шостаковича, студентка Академии художеств. — У меня хранится одна программка с автографом пианиста, и свою коллекцию я пополнила еще одной на память о концерте. Вспоминаю о концертах Кулешова с большой теплотой. Его программы всегда необычайно интересны, неординарна его интерпретация произведений.
Что же составляет индивидуальность пианиста? На этот вопрос маэстро ответил однозначно:
– Я считаю, что пианист и вообще любой большой музыкант должен хорошо знать текст. Некоторые, кажется, знают только ноты. В текст входит все, что написал композитор, его надо уметь прочесть. Это самое сложное — когда пианисту удается донести то, что композитор хотел сказать, а не тот штамп, который мы привыкли слышать. В эпоху звукозаписи все как-то усреднилось, все друг друга слушают, но поверхностно. Я стараюсь грамотно прочитать текст. Это полезнее, чем прослушать запись.
Продолжение беседы читайте в ближайшем выпуске газеты «Курган и курганцы».
Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости