Лейла Рубан приглашает курганцев на свой творческий вечер

ruban

Известная пианистка и концертмейстер исполнит сольно и в дуэтах самые популярные произведения классиков

Так получилось, что дебют Лейлы Рубан на курганской сцене совпал с ее личным юбилеем. В день ее 30-летия 15 лет назад состоялась премьера первой оперной постановки в Кургане, в которой Лейле посчастливилось играть за роялем музыку «Севильского цирюльника» и избранные сцены из «Кармен». Благодаря стечению дат и обстоятельств в филармонии родилась оперная антреприза и появился высококвалифицированный концертмейстер, обладающий тонким музыкальным вкусом, невероятной работоспособностью, артистизмом и к тому же огромным женским обаянием. С первого появления Лейлы на сцене местная пресса сразу же закрепила за ней прозвище «человек-оркестр», изумляясь ее умению заставить рояль звучать по-оркестровому.

И вот спустя 15 лет в Камерном зале филармонии 13 декабря состоится творческий вечер лауреата и дипломанта всероссийских и международных конкурсов Лейлы Рубан. Лейла Рашидовна предстанет перед публикой в двух своих ипостасях – как чуткий и вдохновенный аккомпаниатор, опытный концертмейстер, а также как виртуозный сольный исполнитель, чей инструмент может и чувствовать, и петь.

Не только курганские, но и столичные музыканты, приезжающие в наш город на гастроли без концертмейстера, имели возможность по достоинству оценить мастерство исполнительницы, выходя на сцену областной филармонии в ансамбле с Лейлой Рубан.

Начиналась карьера будущей артистки еще в…детском садике в родном Зеленодольске, когда музыкальный работник отметила несомненный талант воспитанницы и посоветовала маме отдать дочку в специальную музыкальную школу при Казанской консерватории. Что и было тотчас сделано, и маленькая Лейла даже успела засветиться в одной из местных телепередач в качестве певицы, а после стала выпускницей той самой консерватории.

Затем последовали замужество, переезд в Харьков, работа в оперном театре.  Из-за рождения сына семье пришлось вернуться в Казань. Крутой вираж в судьбе пианистки случился благодаря звонку художественного руководителя Курганской филармонии Сергея Потапова. Сергей Сергеевич искал мужской голос, и преподаватель Казанской консерватории посоветовала пригласить в Курган мужа Лейлы Рубан. «А меня взяли заодно с ним», – смеется Лейла.

Для концертмейстера с оперным опытом тут же нашлась интересная работа. Более того: ее появление на сцене не ограничилось ролью концертмейстера, она неожиданно стала одним из действующих лиц оперы «Телефон, или любовь втроем» Дж.-Карло Менотти.

– Оперу ставил Леонид Григорьевич Гушанский. Помню, у нас были потрясающие репетиции. И вот ему показалось мало двух персонажей Бена и Люси. Он ввел еще одну парочку, которая, в конце концов, соединяет влюбленных. С одной стороны, это Музыка, с другой – Телефон. Я была Музыкой, а за Телефон играла Жанна Питерских. Нам для этих ролей даже специально сшили костюмы. Так что актерский опыт есть: я и в литературно-музыкальных лекториях постоянно принимаю участие. Пианист должен быть артистом, ведь восприятие слушателя построено на определенных артистических законах. Ведь что такое артистизм? Это когда человек, находящийся на сцене и что-то делающий там, открыт людям. Если он открыт, тогда получается контакт, тот энергообмен, о котором все артисты говорят. Если человек закрыт, появляется зажатость и трудно достучаться до людей, объяснить что-то, сыграть.

– А какими еще качествами необходимо обладать пианисту?

– Я не только пианист, хотя люблю играть и соло – в концерте это тоже будет. Когда я заканчивала консерваторию, мой профессор Ирина Сергеевна Дубинина играла со мной концерт Моцарта, а ее бывшая ученица, сама уже доцент, ходила по залу и ругалась на меня: «Ты ненормальная! Такие таланты, как ты, раз в сто лет рождаются! Надо же было тебе уйти в концертмейстерство!». Я ушла с третьего курса именно в аккомпаниаторскую деятельность, в работу с вокалистами. Мне всегда было это интересно, я сидела в классе у профессора Жигановой и слушала, как она занимается. Мой педагог еще в школе говорила: «Любой инструменталист должен на своем инструменте уметь петь!». То есть пение – это основа всего, любого музыканта. Вот то, что всегда подкупает, – когда инструмент поет. Этим умением и должен владеть музыкант.

Подробности беседы с Лейлой Рубан накануне ее творческого вечера читайте в завтрашнем выпуске газеты Курган и курганцы».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *