В Кургане станцевали «черные ангелы»

IMG_4723

Театр танца Лулы Вашингтон показал хореографию по-голливудски

Картинка завораживала и удивляла: в разгар декабрьской стужи по фойе филармонии прогуливались полураздетые темнокожие танцоры, для которых и снег – явление редкое, не то что мороз. Но уникальному театру танца Лулы Вашингтон (США) не привыкать совмещать несовместимое: балет и уличные танцы, джаз и классику, латинские страсти и африканские ритмы. А в путешествиях палитра их танцевальных экспериментов и жизненных впечатлений обогащается и погодными контрастами тоже.
В первый раз с большим турне коллектив приезжал в Россию в ноябре 2010 года. Но столько снега, как у нас, по признанию руководителя тетра танца, улыбчивой чернокожей женщины Лулы, они не видели никогда. «Очень-очень холодно, — повторяла, ежась, Лула. — У нас подобной погоды в Калифорнии не бывает».

А что же есть там? Побережье и пляжи, теплый песок, Голливуд – страна грез и утопических мечтаний, и кажется никаких проблем – вот уж райский уголок, где все непременно должны быть счастливы. Лула весело хохочет в ответ на такие предположения: «У нас такие же проблемы, как и в других странах. Самый болезненный вопрос – вопрос экономики. Непросто все, что связано с работой и безработицей, с жильем и его отсутствием. Но мы, наверное, все же счастливее благодаря тому, что у нас больше солнечного света и тепла».

Кстати, все танцы хореографической команды Лулы основаны на сюжетах и тех самых проблемах, которые близки каждому народу. Эти танцы драматичны и порой кинематографичны (не зря же за помощью Лулы при съемках фильма «Аватар» обратился сам Джеймс Кэмерон!).

IMG_4894

— Мы очень экспрессивная танцевальная группа, — объясняет Лула Вашингтон. — Мы работаем в танце с историями из повседневной жизни – затрагиваем тему отношений, тему глобального потеплении, экологические вопросы, порой даже бросаем реплики, используем широкий диапазон музыки – джаз, классику, рок-н-ролл, бразильскую, африканскую, другую этническую музыку. Мы всегда путешествуем вместе с композитором и музыкантом, исполняющим музыку живьем – барабанщиком Маркусом Миллером. Это наполняет наши танцы особой энергетикой, живая музыка создает необычную атмосферу.

Танцоры в пластике рассказывали истории, старые как мир – о любви и отчаянии, боли и надежде. Вот двое находят друг друга в толпе, он ловко подхватывает ее на руки, а потом ситуация меняется – и уже она, к изумлению зала, кружит его на своих руках. Вот она, женская сила! И все же они медленными-медленными шагами идут к своему расставанию. Другая хореографическая сценка — история треугольника «женщина и двое мужчин» — заканчивается совсем нетривиально: после пластической экспрессии ссор и перетягиваний «каната», то есть девушки, она уходит, толкая партнеров-мужчин в объятия друг друга.

В истерике мечется посреди толпы нервная балерина, падает и бьется в конвульсиях: о причинах ее трагедии зрителю предлагается додумать самому. А вот с мужчиной, вышедшим из ванной в одном полотенце, все ясно: любимая бросила его по смс – тексты на русском шли строкой на экране.

Танец «Черные ангелы» соединил и жаркую африканскую страсть, и не менее горячий испанский темперамент: и темнокожая красавица в яркой юбке может стать Кармен, если у нее гордый нрав.

Под песню Майкла Джексона «Earth Song» крутился земной шар в руках у танцовщиц, а на экране мелькали кадры земных трагедий и экологических катастроф.

Но и оптимизма танцорам из Лос-Анджелеса было не занимать: от проблем к празднику они перенеслись в самой жизнерадостной и зажигательной танцевальной композиции с мобильниками в руках. Одна из зрительниц рассказывала мне после концерта, как впечатлили ее не только сами танцы, но и искренние эмоции на лицах танцоров, их «неамериканские» улыбки. До сердец большинства в зале они достучались точно.

IMG_4920

— А мне не хватило слаженности и синхронности, — комментировала любительница хореографии «Тодеса» Катя. — Но, может, у них так и задумано, и основное строится на импровизации. Зато барабанщик очень впечатлил.

Виртуоз ударных установок Маркус Миллер сумел выстучать мелодии даже на обычных ведрах. Его соло на пластиковых и железных ведрах вызвало бурю восторга в зале, поклонницы тут же одарили музыканта цветами и конфетами. И все второе отделение танцоры исполняли свои номера-истории под его джазовые импровизации на барабанах. «Весь этот джаз», веселый и дерзкий, переходящий то в клоунаду, то в бокс, то в романтику, и смешил, и восхищал, как восхитил когда-то голливудского небожителя Джеймса Кэмерона.

— Лула, как вы попали в Голливуд консультантом? На каких фильмах еще пришлось поработать? — поинтересовалась я за кулисами.

— Я в принципе и раньше снималась на телевидении. Коммерческие работы случались периодически. Несколько лет назад мы делали анимацию для «Русалочки». Джеймс Кэмерон сам меня выбрал для работы над «Аватаром», потому что ему понравилось, что моя хореография очень кинематографична, она основывается на историях, имеет сюжет. Ему и требовался хореограф, который помог бы ему рассказать историю в танце, в движении. Он не хотел нас использовать просто для танцев. Кэмерон – очень милый в общении человек, ему нравилось работать с нами, мы легко находили общий язык. В съемках участвовало шесть моих танцовщиков, но их с нами сейчас нет, они приезжали в Россию в прошлый раз.

Вспоминая о первой поездке в Россию, хореограф рассказывает, как они встречались с труппой русского балета и как стали друг для друга откровением: «Мы взаимно друг друга учили – дали друг другу мастер-классы».

Танцоры счастливы, что русская публика очень тепло и трепетно воспринимает их искусство. «Все, что мы видели по телевидению в России в отношении афроамериканских артистов – это хип-хоп, — смеется и изображает распальцовку Лула Вашингтон. — Я считаю, что многие в России думают, что это единственное, что мы умеем. Уверяю, что это не так, и мы не ходим с пистолетом на боку, как гангстеры, по улицам. Моя танцевальная труппа дает другой взгляд, другое понимание, кто мы такие, как народ и как артисты».

И тут история мне кажется очень похожей на сюжет легендарного «Аватара» о другом, не похожем на нас народе с их мечтами, чувствами, традициями, танцами…

Фоторепортаж Александра Алпаткина.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *