В Зауралье подорожают билеты на электрички

IMG_9699

Стоимость проезда с 1 января обещают поднять сразу на 70 процентов

Железнодорожники демонстрируют явное неравнодушие к жителям Курганской области. Причем, традицией у них стало приурочивать свои «подарки» к какой-нибудь праздничной дате. В 2012 году это произошло 1 сентября, когда начался учебный год, и масса студентов направилась на вокзалы, чтобы добраться до своих учебных заведений. Здесь-то они и узнали, что дневных электричек на больше не будет. Тогда были отменены за убыточностью дневные электрички на Шумиху, Макушино и единственный маршрут на станцию Пресногорьковскую.

По федеральному закону от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» компенсация выпадающих доходов пригородных перевозчиков возлагается на региональные бюджеты.

Губернатор Курганской области Олег Богомолов, выступая на прошлой неделе перед руководителями муниципальных образований, сказал:

— Мы готовы рассматривать вопрос о компенсации за перевозки, но хотели бы знать, насколько обоснованы эти выпадающие доходы.

При этом он назвал размер оплаты за зону, который предъявила области Свердловская пригородная компания в размере 44 рубля за зону, тогда как по автомобильным перевозкам эта сумма составляет 14 рублей, в чем нетрудно удостовериться, сев в любой городской автобус.

В словах губернатора есть своя логика. В последние годы Свердловская пригородная компания немало сделала для того, чтобы увеличить свои расходы. Фантом двух последних лет – поиски «зайцев». Для этого был введен, например, перронный контроль, когда дневную электричку, состоящую из четырех вагонов, сопровождали восемь перронных контролеров, два контролера-кассира и два охранника, да еще при этом в вагонах можно было увидеть сотрудников линейной милиции, а иногда и ревизоров. Мне припоминаются 70-е и 80-е годы, когда на линии работал один кассир и один ревизор. И ведь справлялись!

Периодически перронных контролеров можно было увидеть в вагоне электрички и в последние месяцы 2012 года.

Курганские власти все же пытаются найти решение проблемы. Например, они готовы рассмотреть вариант, при котором эти расходы будут заложены в бюджет на 2013 год. Правда, губернатор Олег Богомолов подчеркнул, что в любом случае правительство региона будет работать только по фактическим убыткам железнодорожников.

В этом году правительство Зауралья попросило помощи у Минфина России. Договоренность о перечислении средств была достигнута, но деньги в область не поступили.
Бюджет Курганской области в этом и будущем году уже сверстан с учетом дефицита. Открыть в нем еще одну статью расходов всегда можно, и не такое бывало, но чем ее компенсировать?

Между тем Свердловская пригородная компания обратилась с иском в Арбитражный суд Курганской области на 116 913 591 рубль, вероятно, рассчитывая возместить уже полученные убытки. Если процедура не затянется, дело будет рассмотрено в январе.
Во второй половине декабря интрига нашла свое продолжение. Кассиры пригородного вокзала вместе с билетом выдают пассажирам обращение, в котором проезд одной зоны с 1 января (вот вам еще один праздник!) будет стоить им 24 рубля 80 копеек вместо привычных 14 рублей. И теперь уже этот тариф назван экономически обоснованным. Нетрудно сосчитать, что при таком раскладе поездка до Шумихи возрастет со 182 до 322 рублей 40 копеек, до Макушино – со 196 рублей до 347 рублей 20 копеек, до Шадринска – с 210 до 372 рублей. Таким образом, тарифы подорожают сразу на 70 %. Дополнительного комфорта при этом не обещают, и пассажирам вновь придется выбирать, какой вагон потеплее, в каком лучше закрываются двери и где работают отопительные печи. Да и вообще, за последние полвека по уровню благоустройства электрички изменились мало.

Хотелось бы отыскать экономиста, который рассчитал экономическую обоснованность нового тарифа. Ведь существует альтернативный транспорт. Сейчас билет на автобус до Шумихи стоит 235 рублей, до Макушино – 250. Не думаю, чтобы нашлось много желающих платить лишние 90 рублей. Так что новые железнодорожные тарифы не приведут к увеличению денежных сборов. Впрочем, электричками до конца будут пользоваться, по крайней мере, две категории пассажиров – льготники, проезд которым оплачивается из федерального бюджета, и железнодорожники, добирающиеся на работу за счет своих компаний.

Наступает звездный час для автобусных перевозок. Губернатор пообещал организовать для остального населения дополнительные маршруты. Но справится ли с дополнительной нагрузкой Курганский автобусный вокзал, он и без того переполнен.

Нетрудно предсказать, что произойдет в будущем. Уже сейчас Курганский пригородный вокзал днем почти пуст – а что в нем делать?  Недалек тот час, когда его перепрофилируют под торговый центр. А там, глядишь, и рельсы можно будет разбирать за дороговизной и ненадобностью железнодорожных перевозок вообще.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *