Пассажиры и водители экзотических стран довольны!
Курганскому автобусному заводу — 55 лет. В преддверии праздника исполняющий обязанности управляющего директора ООО «КАВЗ» Александр Алсараев ответил на наши вопросы.
— Александр Викторович, несколько слов об истории завода.
— Курганский автобусный завод начал работать теперь уже в далеком 1958 году. 14 января этого года с конвейера сошел первый автобус. Основное направление – производство автобусов малой вместимости для сельской местности. Завод стал крупнейшим в Европе производителем малых автобусов. В 1962 году заводом была достигнута проектная мощность – 5 тысяч автобусов в год. А в конце 80-х годов выпускалось уже 20 тысяч автобусов в год. За сутки, при двухсменной работе, с конвейера сходило 70 автобусов.
Надежный «кавзик» был известен всей стране. В 1982 году Курганскому автобусному заводу было присвоено имя 60-летия СССР, а автобус КАВЗ-685М удостоен государственного Знака качества.
Предприятие активно участвовало в реализации государственного заказа: так появился школьной автобус, особенно востребованный в сельской местности. Завод выполнял заказы для Севера, производя модифицированную, приспособленную для суровых климатических условий модель автобуса. Были и уникальные заказы. Во время Московской олимпиады 1980 года потребовались специальные машины для перевозки спортивных лошадей. КАВЗ изготовил и поставил такие машины, которые успешно выполнили свою роль.
История завода знает разные периоды – и подъема, и спада, который случился в 90-е годы. Резко снизился потребительский спрос на автобусы малой вместимости, объем выпуска упал с 20 до 4 тысяч автобусов в год. Потребовались новые, востребованные на рынке модели автобусов. И завод решал эти задачи. Особое внимание стало уделяться городским автобусам, которые вскоре станут основной продукцией для предприятия.
В 2005 году Курганский автобусный завод входит в состав компании «Группа ГАЗ». Предприятие переходит к выпуску автобусов нового поколения – это городские автобусы среднего класса длиной от 8 до 10 метров.
— Важное направление деятельности завода – экспорт автобусов, в частности, в Никарагуа. Расскажите об этом поподробнее.
— За последние пять лет доля экспорта в дальнее зарубежье составляет 40% от общего объема продукции. В рамках межправительственного соглашения и коммерческого контракта мы поставили в Никарагуа 550 автобусов. Сегодня в столице этой латино-американской страны Манагуа 40% автобусов – курганские. В рамках первого контракта мы поставили 130 автобусов. Это был сложный заказ, необходимо было адаптировать машину к условиям Никарагуа. Создали совместную группу с никарагуанскими специалистами, которые выезжали в Курган, а наши – в Манагуа. Учитывалось все: и субтропические климатические условия, и дороги из вулканических пород, что дает повышенную запыленность. В результате было внесено 150 конструктивных изменений в экспортную модель автобуса, что позволило успешно адаптировать ее к условиям латино-американской страны. Курганские автобусы получили высокую оценку никарагуанских специалистов, водителей и, главное, пассажиров. При этом следует учитывать, что на рынке Никарагуа наши автобусы конкурируют с мексиканскими. И мы выдержали эту конкуренцию. Наши автобусы, по сравнению с мексиканскими, оказались более удобными, маневренными, с хорошим запасом надежности двигателя. Водители, поработавшие на курганских автобусах, уже не хотели садиться на мексиканские.
Контракт с Никарагуа не завершен. Мы поставим еще порядка 100 автобусов. В январе отправим первые десять машин.
— Известно, что недавний кризис больно ударил по предприятиям автомобилестроительной отрасли. Как автобусный пережил этот сложный период?
— Да, кризис негативно повлиял и на наше производство. Объем выпуска автобусов сократился в три раза. Если к середине 2008 года мы производили 1,5 тысячи автобусов в год, то в 2009-м только 520. У нас действовала антикризисная программа, главная цель которой – снижение затрат на производство. Была проведена значительная реструктуризация, освободились от лишних площадей. Сейчас все производство сосредоточено в одном корпусе. Принимались меры по жесткой экономии во всех сферах. Произошло, к сожалению, значительное сокращение численности работающих. Но без этих жестких мер завод просто бы не выжил.
Пережить кризис помогла и программа по улучшению качества продукции, которая внедрялась и действовала независимо от кризиса. Суть программы – улучшение потребительских свойств нашей продукции. Система по улучшению качества охватывает все уровни производственной организации – от директора до рабочего. Львиная доля всех премий выплачивается именно за качество. Не делаешь брак – больше получаешь. При этом особое внимание уделяется не только материальной, но и моральной мотивации. Плюс создание таких технологических условий, при которых брак исключен. Ведь качество во многом зависит от четкой выстроенности технологической цепочки. И очень важна система помощи работнику, когда он в любой трудной ситуации может обратиться и получить квалифицированную консультацию. Кстати, 60% своего рабочего времени, как и другие менеджеры и специалисты, провожу на производственной площадке, поскольку именно здесь решаются вопросы качества нашей продукции.
Ключевую роль для оптимизации и развития нашего производства сыграло внедрение системы бережливого производства. Это позволило значительно сократить затраты, снизить себестоимость, по-новому организовать планирование производственных процессов. Результаты положительные. Если ранее точкой безубыточности было 110 автобусов в месяц, то сейчас – 42. Ежегодно рост выработки на одного работающего составляет 10%. Сегодня мы продолжаем работу по совершенствованию системы бережливого производства. Японцы говорят: мы занимаемся этой системой более 30 лет, но края еще не увидели.
— Россия вступила в ВТО. По оценкам экспертов, отрасль автомобилестроения одна из наиболее уязвимых в новых условиях. В связи с этим как вы оцениваете ситуацию с курганскими автобусами?
— Да, ситуация напряженная, конкуренция возрастает. Сейчас много говорится о возможных зарубежных конкурентах, продукция которых придет на российский рынок. Я считаю, что наибольшую конкуренцию нам могут составить автобусы южно-корейского производства. Они находятся примерно в той же ценовой нише, что и курганские автобусы. Европейские – дорогие, китайские уступают по качеству, а вот корейские – это реальные конкуренты. Но это означает только одно, что мы должны выпускать качественную, конкурентоспособную продукцию. И мы готовы к этому.
— Александр Викторович, в условиях рынка вопрос сбыта, продажи продукции, пожалуй, главный. Насколько сейчас востребованы курганские автобусы?
— География наших поставок охватывает всю страну – от Калининграда до Магадана. У «Группы ГАЗ» действует общероссийская дилерская сеть, которая обеспечивает продажу в том числе и курганских автобусов. Если говорить о системе сбыта, то здесь несколько направлений. Важнейшим остается дальнее зарубежье – это Никарагуа, возможно, появятся и новые латиноамериканские страны. Работа в этом направлении ведется достаточно активно «Группа ГАЗ» ставит задачу, что до 30% продукции должно производиться на экспорт, в том числе и для стран дальнего зарубежья.
Другое направление – внутренние закупки, осуществляемые муниципалитетами и частными перевозчиками. В последнее время наши автобусы закупили Тобольск, Шадринск, Тюмень и многие другие города страны. Курганские автобусы востребованы, но есть и немалый резерв.
Наши автобусы приобретают крупные компании, например «Роснефть», «Газпром», для своих корпоративных целей. Развивается сотрудничество с Министерством обороны, в частности, шесть курганских автобусов осуществляют в Москве перевозки почетного караула, участвующего в различных официальных мероприятиях. Кроме того, поставки осуществляются в рамках реализации тех или иных госпрограмм, это касается, в частности, школьных автобусов.
— А как решаются на предприятии социальные вопросы?
— Ежегодно заключается трехстороннее соглашение между «Группой ГАЗ», правительством области и профсоюзами. Данное соглашение стало реальным инструментом развития социального партнерства. Мы выделяем средства на оздоровление работников. В прошлом году 28 человек отправили в санатории, доплачиваем стоимость путевок в детские оздоровительные лагеря. Полностью оплачиваем всем желающим посещение бассейна, арендуем на средства предприятия спортзал. Детям – бесплатные новогодние подарки. Компенсируем 50% стоимости обедов в нашей столовой. Социальные программы будут развиваться, но для этого необходимо эффективно работать.
— Александр Викторович, ближайшие перспективы и задачи Курганского автобусного завода?
— Главная задача – модернизация модельного ряда, которая должна идти в постоянном режиме. Это вывод на рынок нового городского автобуса. В марте планируем завершить испытания двигателя, работающего на природном газе, что, помимо экологических, позволит решить и экономические проблемы в плане удешевления эксплуатации наших автобусов. «Группа ГАЗ» выиграла тендер на поставку туристических автобусов для олимпиады в Сочи. Наше предприятие уже участвует в реализации этой программы. Для того, чтобы были инвестиции для развития предприятия, нам необходимо выпускать не менее 1 тысячи автобусов в год (сейчас – 700). Это наша главная задача.
В заключение хочу поздравить всех наших работников, особенно ветеранов, со славным юбилеем! Уверен, вместе мы решим самые сложные проблемы, будем успешно продвигаться вперед.
Фото из архива Курганского автобусного завода.
Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости