В Латинской Америке ездят на курганских автобусах

DSC06583

Пассажиры и водители экзотических стран довольны!

Курганскому автобусному заводу — 55 лет. В преддверии праздника исполняющий обязанности управляющего директора ООО «КАВЗ» Александр Алсараев ответил на наши вопросы.

— Александр Викторович, несколько слов об истории завода.

— Курганский автобусный завод начал работать теперь уже в далеком 1958 году. 14 января этого года с конвейера сошел первый автобус. Основное направление – производство автобусов малой вместимости для сельской местности. Завод стал крупнейшим в Европе производителем малых автобусов. В 1962 году  заводом была достигнута проектная мощность – 5 тысяч автобусов в год. А в конце 80-х годов выпускалось уже 20 тысяч автобусов в год. За сутки, при двухсменной работе, с конвейера сходило 70 автобусов.

Надежный «кавзик» был известен всей стране. В 1982 году Курганскому автобусному заводу было присвоено имя 60-летия СССР, а автобус КАВЗ-685М удостоен государственного Знака качества.

Предприятие активно участвовало в реализации государственного заказа: так появился школьной автобус, особенно востребованный в сельской местности. Завод выполнял заказы для Севера, производя модифицированную, приспособленную для суровых климатических условий модель автобуса. Были и уникальные заказы. Во время Московской олимпиады 1980 года потребовались специальные машины для перевозки спортивных лошадей. КАВЗ изготовил и поставил такие машины, которые успешно выполнили свою роль.

История завода знает разные периоды – и подъема, и спада, который случился в 90-е годы. Резко снизился потребительский спрос на автобусы малой вместимости, объем выпуска упал с 20 до 4 тысяч автобусов в год. Потребовались новые, востребованные на рынке модели автобусов. И завод решал эти задачи. Особое внимание стало уделяться городским автобусам, которые вскоре станут основной продукцией для предприятия.

В 2005 году Курганский автобусный завод входит в состав компании «Группа ГАЗ». Предприятие переходит к выпуску автобусов нового поколения – это городские автобусы среднего класса длиной от 8 до 10 метров.

00078885-original

— Важное направление деятельности завода – экспорт автобусов, в частности, в Никарагуа. Расскажите об этом поподробнее.

— За последние пять лет доля экспорта в дальнее зарубежье составляет 40% от общего объема продукции. В рамках межправительственного соглашения и коммерческого контракта мы поставили в Никарагуа 550 автобусов. Сегодня в столице этой латино-американской страны Манагуа 40% автобусов – курганские. В рамках первого контракта мы поставили 130 автобусов. Это был сложный заказ, необходимо было адаптировать машину к условиям Никарагуа. Создали совместную группу с никарагуанскими специалистами, которые выезжали в Курган, а наши – в Манагуа. Учитывалось все: и субтропические климатические условия, и дороги из вулканических пород, что дает повышенную запыленность. В результате было внесено 150 конструктивных изменений в экспортную модель автобуса, что позволило успешно адаптировать ее к условиям латино-американской страны. Курганские автобусы получили высокую оценку никарагуанских специалистов, водителей и, главное, пассажиров. При этом следует учитывать, что на рынке Никарагуа наши автобусы конкурируют с мексиканскими. И мы выдержали эту конкуренцию. Наши автобусы, по сравнению с мексиканскими, оказались более удобными, маневренными, с хорошим запасом надежности двигателя. Водители, поработавшие на курганских автобусах, уже не хотели садиться на мексиканские.

Контракт с Никарагуа не завершен. Мы поставим еще порядка 100 автобусов. В январе отправим первые десять машин.

— Известно, что недавний кризис больно ударил по предприятиям автомобилестроительной отрасли. Как автобусный пережил этот сложный период?

— Да, кризис негативно повлиял и на наше производство. Объем выпуска автобусов сократился в три раза. Если к середине 2008 года мы производили 1,5 тысячи автобусов в год, то в 2009-м только 520. У нас действовала антикризисная программа, главная цель которой – снижение затрат на производство. Была проведена значительная реструктуризация, освободились от лишних площадей. Сейчас все производство сосредоточено в одном корпусе. Принимались меры по жесткой экономии во всех сферах. Произошло, к сожалению, значительное сокращение численности работающих. Но без этих жестких мер завод просто бы не выжил.

Пережить кризис помогла и программа по улучшению качества продукции, которая внедрялась и действовала независимо от кризиса. Суть программы – улучшение потребительских свойств нашей продукции. Система по улучшению качества охватывает все уровни производственной организации – от директора до рабочего. Львиная доля всех премий выплачивается именно за качество. Не делаешь брак – больше получаешь. При этом особое внимание уделяется не только материальной, но и моральной мотивации. Плюс создание таких технологических условий, при которых брак исключен. Ведь качество во многом зависит от четкой выстроенности технологической цепочки. И очень важна система помощи работнику, когда он в любой трудной ситуации может обратиться и получить квалифицированную консультацию. Кстати, 60% своего рабочего времени, как и другие менеджеры и специалисты, провожу на производственной площадке, поскольку именно здесь решаются вопросы качества нашей продукции.

Ключевую роль для оптимизации и развития нашего производства сыграло внедрение системы бережливого производства. Это позволило значительно сократить затраты, снизить себестоимость, по-новому организовать планирование производственных процессов. Результаты положительные. Если ранее точкой безубыточности было 110 автобусов в месяц, то сейчас – 42. Ежегодно рост выработки на одного работающего составляет 10%. Сегодня мы продолжаем работу по совершенствованию системы бережливого производства. Японцы говорят: мы занимаемся этой системой более 30 лет, но края еще не увидели.

— Россия вступила в ВТО. По оценкам экспертов, отрасль автомобилестроения одна из наиболее уязвимых в новых условиях. В связи с этим как вы оцениваете ситуацию с курганскими автобусами?

— Да, ситуация напряженная, конкуренция возрастает. Сейчас много говорится о возможных зарубежных конкурентах, продукция которых придет на российский рынок. Я считаю, что наибольшую конкуренцию нам могут составить автобусы южно-корейского производства. Они находятся примерно в той же ценовой нише, что и курганские автобусы. Европейские – дорогие, китайские уступают по качеству, а вот корейские – это реальные конкуренты. Но это означает только одно, что мы должны выпускать качественную, конкурентоспособную продукцию. И мы готовы к этому.

— Александр Викторович, в условиях рынка вопрос сбыта, продажи продукции, пожалуй, главный. Насколько сейчас востребованы курганские автобусы?

— География наших поставок охватывает всю страну – от Калининграда до Магадана. У «Группы ГАЗ» действует общероссийская дилерская сеть, которая обеспечивает продажу в том числе и курганских автобусов. Если говорить о системе сбыта, то здесь несколько направлений. Важнейшим остается дальнее зарубежье – это Никарагуа, возможно, появятся и новые латиноамериканские страны. Работа в этом направлении ведется достаточно активно «Группа ГАЗ» ставит задачу, что до 30% продукции должно производиться на экспорт, в том числе и для стран дальнего зарубежья.

Другое направление – внутренние закупки, осуществляемые муниципалитетами и частными перевозчиками. В последнее время наши автобусы закупили Тобольск, Шадринск, Тюмень и многие другие города страны. Курганские автобусы востребованы, но есть и немалый резерв.

Наши автобусы приобретают крупные компании, например «Роснефть», «Газпром», для своих корпоративных целей. Развивается сотрудничество с Министерством обороны, в частности, шесть курганских автобусов осуществляют в Москве перевозки почетного караула, участвующего в различных официальных мероприятиях. Кроме того, поставки осуществляются в рамках реализации тех или иных госпрограмм, это касается, в частности, школьных автобусов.

— А как решаются на предприятии социальные вопросы?

— Ежегодно заключается трехстороннее соглашение между «Группой ГАЗ», правительством области и профсоюзами. Данное соглашение стало реальным инструментом развития социального партнерства. Мы выделяем средства на оздоровление работников. В прошлом году 28 человек отправили в санатории, доплачиваем стоимость путевок в детские оздоровительные лагеря. Полностью оплачиваем всем желающим посещение бассейна, арендуем на средства предприятия спортзал. Детям – бесплатные новогодние подарки. Компенсируем 50% стоимости обедов в нашей столовой. Социальные программы будут развиваться, но для этого необходимо эффективно работать.

— Александр Викторович, ближайшие перспективы и задачи Курганского автобусного завода?

— Главная задача – модернизация модельного ряда, которая должна идти в постоянном режиме. Это вывод на рынок нового городского автобуса. В марте планируем завершить испытания двигателя, работающего на природном газе, что, помимо экологических, позволит решить и экономические проблемы в плане удешевления эксплуатации наших автобусов. «Группа ГАЗ» выиграла тендер на поставку туристических автобусов для олимпиады в Сочи. Наше предприятие уже участвует в реализации этой программы. Для того, чтобы были инвестиции для развития предприятия, нам необходимо выпускать не менее 1 тысячи автобусов в год (сейчас – 700). Это наша главная задача.

В заключение хочу поздравить всех наших работников, особенно ветеранов, со славным юбилеем! Уверен, вместе мы решим самые сложные проблемы, будем успешно продвигаться вперед.

Фото из архива Курганского автобусного завода.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *