В Кургане прошла церемония награждения театрального фестиваля «Котурны»

IMG_7999

Публика увидела фрагменты лучших актерских работ прошлого года в гала-концерте, состоявшемся на сцене Курганского драмтеатра

Это, конечно, не церемония «Оскара» или «Золотой маски», но итоговый гала-концерт ежегодного областного театрального фестиваля «Котурны» вполне можно считать репетицией более громких событий в актерской жизни.

Смотр-конкурс актерских работ профессиональных театров Курганской области появился когда-то по инициативе искусствоведа Анатолия Львова и Курганского отделения Союза театральных деятелей РФ. И теперь традиционно в течение года жюри отсматривает премьеры трех ведущих театров Зауралья – Курганского театра драмы, Шадринского драматического театра и Курганского театра кукол «Гулливер», а затем выносит вердикт – приятный и праздничный.

В этом году (а точнее только осенью) высокая честь оценки актерского мастерства выпала, в том числе, и на мою долю – как обозреватель по культуре я стала одним из членов жюри фестиваля. Что было и неожиданно, и приятно, и в то же время взвалило на плечи груз огромной ответственности: ну разве мне, зрителю, пусть и с немалым стажем любви к театру, судить творцов чуда, людей такой волшебной и непостижимой профессии?! Да и можно ли выбрать лучшего, когда почти каждый хорош в своей даже эпизодической роли, отдавая ей жар своего сердца и мощь таланта?

Не сравнивая «лучше-хуже», а по принципу «удивил», «впечатался ролью в память, в сердце» выбирала претендентов на звание лучших актеров года. К счастью, мнения других членов жюри (председатель жюри – искусствовед Любовь Кочарина и редактор-составитель журнала-альманаха «Тобол» Александр Теплухин) практически не расходились с моим личным выбором.

В первый день Старого Нового года на сцене областного театра драмы были оглашены имена заслуживших своей творческой самоотдачей премии Союза театральных деятелей за 2012 год. Двери в этот день широко открылись всем зрителям (вход был свободен), а актеры трех театров написали публике… творческие письма, открытки, записки – языком театра, недавних премьер и веселого актерского капустника.

IMG_8061

Чудной и добрый великан из спектакля «Наивно. Супер» (актер Владимир Рахманов) вместе с ведущей церемонии, актрисой Курганского театра драмы Ларисой Эта приглашали участников церемонии с их посланиями на сцену. А те толпой вываливались из шкафа (исполнители ролей в постановке «Наивно. Супер» Курганского драматического театра), водили хороводы и устраивали «бал премьер» (большая дружная труппа театра кукол «Гулливер»), трогали до слез задушевными беседами доживающих последние дни героинь «Последнего срока» (Курганский театр драмы) и доводили до приступов хохота отрывками из блистательных комедий (Шадринский драматический театр).

IMG_7863-copy

Курганский театр драмы за год поставил семь премьер, «Гулливер» – шесть, еще больше премьер насчитали шадринцы. Зрителям и поклонникам весь год было чему радоваться, над чем задуматься, где почерпнуть позитивные эмоции и наполниться чувством прекрасного. Артисты трех театров сыграли сцены из лучших спектаклей прошлого года, и, чувствовалось, публике в зале захотелось срочно купить билетик в театр. Особенно впечатлили шадринские яркие и наполненные мощнейшей энергетикой отрывки из нашумевших премьер – «Примадонны» и «Группа ликования». Дождемся ли их на гастроли, увидят ли курганские зрители эти достойнейшие постановки в полной версии? – вопрос к руководству театров остается открытым.

Занятно, что в прошлом сезоне сразу два драматических театра – Курганский и Шадринский – поставили бессмертную комедию «Ревизор» и каждый постарался представить героев Гоголя в нетрадиционной трактовке. В то время как персонажи курганцев стали по замыслу режиссера Горбаня участниками красочного музыкально-танцевального шоу, шадринские герои, перенесясь в наше время, тоже стали героями почти мюзикла – но уже на музыку скандалиста и провокатора Шнура из группы «Ленинград», а Хлестаков приобрел манеры современного «приблатненного» мошенника и пройдохи.

Искрометная история «Примадонны», отдаленно напоминающая сюжет знаменитого фильма «В джазе только девушки» (тоже с переодеванием в девиц двух мужчин), открыла зрителям сильнейший актерский дуэт Александр Карпов – Сергей Балашов. К сожалению, номинации «лучший дуэт» «Котурны» пока не имеют, награждать следовало обоих.

IMG_8249

Награждение Сергея Балашова.

Роль в «Примадоннах», а также удачные, запоминающиеся (в основном комические роли) принесли Сергею Балашову успех в особой номинации «За творческие достижения». Его и актрису «Гулливера» Елену Борисову (сыгравшую величественную и прекрасную Иокасту в спектакле «Эдип») Союз театральных деятелей РФ наградил творческими командировками в Москву – посетить лучшие спектакли столичных коллег.

IMG_8244

Любовь Кочарина награждает Елену Борисову.

Для обоих награжденных такой приз был полной неожиданностью, восторга и волнения они скрывать не стали. «За какие такие заслуги?!» – не верил свалившемуся на голову счастью Сергей. Ну хотя бы за то, что два месяца учился ходить на каблуках. «Да, это так, – смеется актер. – Мне, чтобы смотреться полегче, выбирали настоящие цирлы. Мы искали их в нескольких городах вместе с директором. И чтобы на нас не косились продавцы, директор им сразу объяснял, для чего мужчинам женская обувь 43 размера».

В номинации «За лучшую женскую роль» были отмечены сразу две актрисы: Татьяна Терехова (Старуха в спектакле Курганского театра драмы по пьесе Валентина Распутина «Последний срок») и Нина Чернышова (за роль Мэг в спектакле «Примадонны» по комедии Кена Людвига).

IMG_8176_copy

Награждение Нины Чернышовой.

Для юной шадринской актрисы это первая значительная победа, а Татьяна Филипповна отдала жизни на сцене десятилетия, но роль в «Последнем сроке» считает невероятной удачей: «Потому что Распутин – очень глубокий автор. Я уже прожила достаточно длинную жизнь и пришла к выводу, что и в жизни, и на сцене нужно нести свет, радость, любовь и слезы покаяния. И мне кажется, что все это есть в этой роли. И я очень благодарна судьбе, что она дала мне счастье соприкоснуться с этой удивительной героиней Распутина».

IMG_8160

Любовь Кочарина награждает Татьяну Терехову.

Приз за лучшую мужскую роль достался заслуженному артисту РФ Валерию Мазуру (за очень выразительное и страстное прочтение своего героя – Бориса Кочубея в пьесе Николая Коляды «Группа ликования»).

– Я шадринский Джигарханян, – смеется Валерий Мазур. – За 30 лет сыграл 160 ролей. Никогда ни от чего не отказываюсь, все роли мне дороги. У нас в театре очень мало актеров, не приходится выжидать ролей, они сами приходят. Прошлый год были спектакли  «Группа ликования», «Ревизор» «Правила игры», «Примадонны»… Я 30 лет работаю и не успеваю оглянуться, задуматься, как сезон подходит к концу. И все 30 лет так. Это эффект малого театра. Отыграли новогоднюю компанию, и к нам уже приехал режиссер из Уфы, и мы приступили  к репетициям современного детектива «Родимое пятнышко».

IMG_8193

Награду вручают Валерию Мазуру.

Но было актеру на что и посетовать: «Я стоял у истоков этого смотра-конкурса, принимал участие в первых «Котурнах». К сожалению, сейчас не сохранилась традиция обменных гастролей. Когда мы приезжали с театром, нас тут размещали, мы смотрели курганские спектакли в драме и спектакли в «Гулливере», в «Ателье», потом сами показывали здесь спектакли».

Лауреатом фестиваля за лучшую женскую роль второго плана стала Любовь Жеботинская (Мирониха в курганской премьере «Последний срок»), практически неузнаваемая в образе заполошной и простодушной старушки.

IMG_8201

Награду вручают Любови Жеботинской.

В номинации «Лучший эпизод» премия досталась актеру Курганского драматического театра Сергею Назимову (Степан в спектакле «Последний срок»). В номинации «Дебют года» победителем стал Евгений Насупа (Курганский театр кукол «Гулливер»).

В номинации «Честь и достоинство» были отмечены актриса театра «Гулливер» Татьяна Есина и заведующая труппой Курганского драматического театра Елена Менщикова.

Конкурс, прошедший при поддержке Курганского областного управления культуры, – лишь маленький кирпичик в здание большого признания актерского мастерства. В конце концов, не столь важно, как оценят артистов критики, гораздо важнее аплодисменты публики и зал, встающий с кресел при выходе на поклон талантливых и самоотверженных служителей Мельпомены. Браво, господа актеры!

Фоторепортаж Александра Алпаткина.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *