В Курганском драмтеатре ставят лирическую деревенскую комедию

DSC00020

Московский режиссер Сергей Усков считает, что зрители спектакля «Семейный портрет с посторонним» будут плакать и хохотать от души

С творческим почерком режиссера Сергея Ускова курганская публика уже знакома. Точнее та ее часть, что еще не вышла из детского мироощущения, которое как известно, и взрослым не чуждо. Зарекомендовавший себя как мастер театральных сказок («Апельсиновые сказки» и «Однажды в джунглях»), Усков готов познакомить нас с еще одной гранью своего режиссерского таланта – на сей раз в Курганском драматическом театре под его руководством готовится лирическая комедия по пьесе Степана Лобозерова «Семейный портрет с посторонним».

«Это одна из моих любимых пьес современной драматургии, — объясняет свой выбор Сергей Викторович. — Она была написана в 80-х годах и очень широко ставилась по всей стране. Пьеса написана довольно удачно, но постановка ее сложна и не у всех получается. Я видел пять интерпретаций, в том числе в Московском театре Моссовета, но из них только одна была успешной – в городе Бишкек (тогда еще Фрунзе) в Киргизии. Там был очень хороший театр русской драмы и хороший режиссер, поставивший очень смешной и трогательный, и в то же время в каких-то местах лирический спектакль. Я бы хотел приблизиться к такому пониманию пьесы. Конечно, я не буду повторять чужую постановку, да это и в принципе невозможно, но в своей работе я руководствовался  ощущениями от того спектакля. И очень хочу, чтобы наши зрители также и всплакнули, и посмеялись вдоволь.

Мне кажется, что для Кургана пьеса Лобозерова — очень удачный выбор. Надеюсь, что здесь спектакль приживется. Каждый город особенный, надо понять, что нужно зрителю в этом городе. Театр активно ищет позицию сближения со зрителем, но не всегда получается, к сожалению. Вот пьеса «Звезды на утреннем небе» сходит со сцены, потому что зритель не идет, тема  не близка. Хотя раньше он с успехом шел по всей стране.

А «Семейный портрет с посторонним» — деревенская комедия, и это близко нам всем, — не потому, что Курган — деревня, а потому что мы все по сути — деревенские, у нас корни, гены такие. И что немаловажно — деревня здесь выписана очень бережно, она очень одухотворена, на мой взгляд».

По сюжету в деревню приезжает молодой художник из города Виктор, чтобы оформить клуб к празднику. Директор клуба Михаил поселил его в сельском доме, где проживает целое семейство — обычная семья с обычными проблемами. Хозяин дома со сломанной ногой лежит в постели и празднует именины, его жена отчитывает мужа за пьянство, дочь Таня мечтает о «недеревенском» женихе, по дому ходит ворчливая старушка-мать…Михаил влюблен в Таню, и, заметив легкий взаимный интерес Виктора и Тани, неожиданно придумывает способ развести их в разные стороны: гостю говорит, что вся семья — сумасшедшие, а им — что их постоялец – сумасшедший.

— И люди начинают относиться друг к другу как к сумасшедшим, — продолжает Сергей Усков. — Тут заложен достаточно глубокий смысл: нам тоже всегда говорят, какими мы должны быть, — но мы должны знать это сами, понять себя и быть теми, кто мы есть на самом деле.

В спектакле (созданном, кстати, в крайне сжатые сроки – всего за месяц) много необычных ходов и сюрпризов. Есть очень смешная ночная сцена, когда герои перемещаются с топорами и ножами за занавесками как персонажи мультика «Том и Джерри», — вариант теневого комического театра. Декорации впервые будут вынесены даже за пределы сцены: комната гостя устроена прямо в зрительном зале. И есть еще один приятный момент и для нашей редакции – герой Сергея Радькова, глава семейства, оказывается читателем и «подписчиком» газеты «Курган и курганцы».

Между прочим, так совпало что в дни последних репетиций Сергей Радьков, как и его персонаж, отмечал свой день рождения. Поздравляем!
В спектакле наряду с актерами будет участвовать настоящий гармонист — Алексей Козлов, участник нескольких курганских ансамблей. «Какая же песня без баяна, какая деревня без гармониста?» — подумал режиссер и придумал музыкальный номер в спектакле — подарок главе семейства от женщин трех поколений – дочери, жены и матери.

В спектакле задействованы молодые актеры Александра Шупарская (Таня) и Александр Носырев (Виктор), успевшие ярко проявить себя в этом театральном сезоне. Заслуженный артист РФ Сергей Радьков исполняет роль Тимофея, отца семейства, его жену играет Екатерина Горяева.
— На роль Михаила я взял Сережу Жураковского, с которым мы работаем уже третий раз, — рассказывает режиссер. — Я думаю, он будет великолепен в этой роли, потому что у него хорошая фактура. Я сам для себя сравниваю его по уровню его индивидуальности с замечательным актером Владимиром Басовым. У Ларисы Эта сложная возрастная роль бабки. Бабка – основной двигатель этой комедии. Ее реплики, суждения должны всех веселить и смешить, потому что она больше всех боится этого постояльца. Я работал с Ларисой в «Апельсиновых сказках» и понял ее природу – она умеет к себе относиться иронично. Поэтому она для этой роли и важна — актер ведь должен попадать в характер.

Над спектаклем в команде Ускова поработали также художник по свету Павел Малкин (Красноярск) и впервые — художник-постановщик Василий Семенов (Санкт-Петербург), работающий заведующим постановочным цехом в Театре на Литейном.

Премьера веселой, доброй и трогательной комедии состоится 15 февраля.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *