В Курганском драмтеатре грядут… рождественские вечера

zur

Режиссер из Петербурга Ирина Зубжицкая готовит спектакль-праздник по знаменитой повести Гоголя

Еще пока робко заглядывают солнечные лучи в курганские квартиры, и мы только начинаем привыкать к теплым денькам надвигающегося лета, а в курганском драмтеатре уже начинается ностальгия по шумным зимним праздникам. Здесь готовится премьера комедии «Вечера на хуторе близ Диканьки» по бессмертному произведению Гоголя в переработке известного драматурга Олега Богаева.

Руководит творческим процессом режиссер из Санкт-Петербурга Ирина Валерьевна Зубжицкая, дама с сильным характером, нацеленная на самый лучший результат и не любящая пускать в закулисье посторонних. Ее принцип – «до премьеры должна сохраняться интрига». В чем-то она права: ведь театр должен погружать зрителей в мир магии искусства, очаровывать и влюблять, быть по-хорошему непредсказуемым. Тем более, когда речь идет о сказке. Нынешняя премьера – это сказка для взрослых, с неповторимым гоголевским юмором, казачьими песнями, танцами и … Вот это «и» пока остается загадкой и будет преподнесено нам в качестве сюрприза.

Скупая и на автобиографические воспоминания, Ирина Валерьевна лишь иронично замечает, что профессию выбрала еще в 15 лет:

– В свой день рождения на 15-летие я подумала: «Хочу быть режиссером!», не имея никакого представления, что это такое. Еще лет через 15 я им стала. Поступала в Санкт-Петербургскую театральную академию, не сразу, но поступила, закончила в 2001 году режиссерский факультет и с тех пор работаю режиссером.

Она ставила в разных театрах спектакли по Платонову, Вампилову, Голдмену, Лескову, Олби, Островскому. «Куни вот не ставлю!» – смеется петербурженка. И радуется за разнообразие нашего репертуара – в нем нет того засилья пошлых, поверхностных комедий, которые заполнили лавиной безвкусья театры страны.

Только за этот сезон Зубжицкая ставит уже пятый спектакль, уточняя, что у любого нормального режиссера это вынесет мозг. Три постановки в году – норма, а больше – уже перебор. Но, видимо, «нормальностью» (тире «обычностью») наша гостья не страдает.

Еще один пункт биографии: Ирина Валерьевна пять лет проработала главным режиссером в Ивановском драматическом театре. Ушла по причине банальной и такой печальной для нашей культуры: «Из-за недостатка финансирования не было новых достойных поступлений в труппу. Артисты получают мало, а ты как руководитель должен им говорить: «Вы же служите театру». За что?! Чем детей они должны кормить? Всему есть предел. И я разрешила эту ситуацию в пользу свободы».

Сотрудничество с Курганом началось с того, что нынешний директор Курганского драмтеатра Ольга Николаевна Петрова увидела несколько лет назад спектакль «Пять вечеров», поставленный Зубжицкой в Санкт-Петербурге, и решила непременно заполучить на постановку талантливого режиссера.

– И я приехала по ее приглашению, потому что мне показалась очень достойной ее позиция – вытаскивать театр, биться за него, – рассказывает Ирина Валерьевна. – Вы знаете, какое финансирование у театра? На восемь постановок 70 тысяч рублей! По 10 тысяч на спектакль – это нереально! Дирекция крутится, как может, что только не делает, чтобы заработать деньги. Государство выделяет на зарплату артиста 3600 всего, остальное театр должен сам заработать. Ну, помогают спонсоры, спасибо им, хоть чуть-чуть, но дают. Но этого не хватит на масштабный проект. И это несмотря на то, что у вас есть театральная публика – очень приятные люди, и со вкусом одетые. Удивило, что в городе много интеллигентной публики и при этом столь же много безобразной грязи на улицах.

Самое приятное впечатление на приезжего режиссера произвела курганская труппа: «Мне понравились артисты во всех спектаклях, что я посмотрела. Я, честно говоря, ожидала худшего уровня: далекий и небольшой город, финансирования нет, какие могут быть артисты?! Только убитые. Нет, оказалось, хорошие артисты, очень симпатичные, энергичные, очень живые, интересные, разные и очень подвижные».

Распределение ролей режиссер уточнять отказалась, добавив: «Мой штамп – это работа группой. Штамп этот восходит к Мейерхольду. У него все чиновники в «Ревизоре» как единое существо работали. У нас в спектакле этого мало, но мне нравится такой способ существования. Мне как зрителю и как режиссеру нравится ансамблевость. Это очень важно».

Поэтому и в афише актеры идут «ансамблем», без конкретизации ролей: Засл. арт. России Иван Дробыш, Засл. арт. России Сергей Радьков, Василий Александров, Татьяна Гомбоева, Сергей Назимов, Иван Шалиманов, Ирина Шалимова, Лариса Эта, Владимир Рахманов, Сергей Жураковский, Александр Носырев, Александр Шарафутдинов, Александра Шупарская, Анастасия Черных, Анна Захарова, Никита Мезенцев, Константин Галушин, Соня Скрябина.

– Ирина Валерьевна, вы жесткий режиссер? Как вы работаете с актерами?

– Зависит от актеров, насколько они профессиональны. Профессиональному актеру не нужен  жесткий режиссер, он сам все делает. Жесткий режиссер возникает в ситуации полусамодеятельной, когда нужно заниматься  дисциплиной. Пусть за две копейки зарплаты, но актеры обязаны готовиться дома к репетиции. Работа актера по-настоящему забирает все время, это служение, и сколько бы тебе не платили, ты должен выкладываться по-полной.

– А что вы думаете о принятии закона о переаттестации творческих работников раз в пять лет?

– Кто будет ее проводить?! Тетя, которая ничего в искусстве не понимает? Которая будет задавать вопросы: «Какое у вас  на спектакле освещение? Не 200 Ватт? Почему затемнение? Нет – не прошли». В Иваново вот в театр директор пришел с мясокомбината, он так отвечал: «Нужны куклы? Так идите в магазин и купите!». И в Думе сидят люди, которые думают тем, на чем сидят. И законы тем же местом принимают. Это намеренное уничтожение культуры. При таких законах лет через 50 нашей страны не будет. Вот поэтому выбор и пал на Гоголя – не депрессивно, с верой и светом. И без разницы, когда его ставить – весной, летом или зимой. Хотя это рождественские колядки, сказка для взрослых, разыгранная колядующими поселянами. Надеемся, она подарит зрителям радость.

Премьера спектакля состоится 5, 6, 8 и 9 июня.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *