В постановке Московского Независимого театра главную роль исполнил Народный артист России Владимир Стеклов
На сцене Курганской филармонии второй раз давали «Собачье сердце» по бессмертному произведению Михаила Булгакова, благодаря другому шедевру – фильму с Евгением Евстигнеевым — разлетевшемуся на цитаты.
Оба раза спектакль привозил к нам Московский Независимый театр. Курганцы прежде видели версию постановки с участием Владимира Конкина в роли профессора Преображенского, а сейчас могли оценить в этом образе народного артиста России Владимира Стеклова.
Интересно, что много лет назад Стеклов уже играл в одноименном спектакле на сцене театра имени Станиславского, в котором работал с 1981 по 1989 год. Но тогда он появлялся в образе нагловатого и недалекого Шарикова, дела рук гениального профессора, и, говорят, имел ошеломительный успех в этой роли.
И вот актер «вырос» в рамках одного спектакля непосредственно до творца и создателя, посягнувшего на промысел Божий и своими руками создавшего человека. Опыт пересадки семенных желез и гипофиза умершего бомжа, пьяницы и хулигана Клима Чугункина бездомному псу Шарику закончился очеловечиванием собаки. Но из милой псинки получился самый отвратительный человеческий типаж со всеми чертами хозяина тела – наглый, туповатый, агрессивный хулиган, пьяница и иждивенец Полиграф Полиграфович Шариков.
Сюжет, думаю, всем прекрасно известен, поэтому вернемся к его воплощению на сцене. К сожалению, даже гениальные строки Булгакова не могли скрыть беспомощность актерской игры основного состава группы – ходульные движения, безликие выражения лиц, игра на уровне студенческого КВН – все вызывало скуку и недоумение. Исключение составлял лишь народный артист, но о его воплощении Преображенского тоже можно спорить, хотя это спор, как обычно, о вкусах и субъективном видении роли. Профессор Преображенский Стеклова заметно проигрывает профессору Евстигнеева (банально, но удержаться от сравнения двух актеров я все-таки не смогла). Если за спокойствием профессора Преображенского в исполнении Евстигнеева скрывается глыба и мощь человека, которого не сломить, умного, уверенного в себе, ироничного, язвительного, то тот же персонаж в исполнении Стеклова мягкотел, растерян, порой истеричен и в какие-то моменты просто пасует под напором дерзости Шарикова. Наверное, актер пытался создать свой индивидуальный рисунок роли, отличный от всем известного, но с попаданием в образ получилось не очень достоверно.
В актерском обаянии Владимиру Стеклову, конечно, не откажешь, чем, увы, не могут похвастать его коллеги по сцене. Публика снисходительно прощает актеру и такие легкие «нарушения закона», как курение в общественных местах: «профессор» трижды закуривал сигаретку, но ведь и Преображенский не был безгрешен – иначе откуда бы появилась крылатая фраза Шарикова «Дай папиросочку — у тебя брюки в полосочку»?
Легкое недоумение вызывают режиссерские ляпы, когда, например, «26-летний Чугункин» предстает в исполнении седовласового актера. Музыкальное оформление, сотканное из композиций интереснейших авторов (Сергей Курехин, Борис Гребенщиков), и крепкая литературная первооснова не спасают целостность спектакля, который его создатели решили приправить перчиком, точнее клубничкой, добавив невразумительных и пошловатых интимных сцен, которых в тексте Булгакова никто никогда не видел. Московский Независимый театр, к сожалению, славится такими «правками» классики в угоду вкусу непритязательному и приземленному. Вкус курганской публики, по моим наблюдениям, достоин более глубоких режиссерских решений и более интересной актерской игры. Но, надо заметить, наши зрители отличаются еще деликатностью и сердечностью, и они традиционно отдали актерам дань уважения и признательности, наградив громкими аплодисментами не только любимого артиста, но и всю труппу.
Фоторепортаж Александра Алпаткина.
Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости