Театр-сказка, театр-мечта

В Екатеринбурге на «Коляда-Plays» собрался весь цвет современной драматургии

«Удивительное, оно рядом» – стоит напоминать себе это почаще. Мы все время стремимся куда-то за тридевять земель, чтобы увидеть чудеса, а наша земля ими так изобилует, что нужно лишь быть внимательнее и любопытнее, и наконец-то повернуться лицом к пророкам в своем Отечестве. И счастье вот оно – только успевай черпать полными ладонями.

Зачем, скажите, нам Канны и Авиньон, когда под боком, в Екатеринбурге, у нас проходит неповторимый театральный праздник «Коляда-Plays»? Когда нам так повезло, что в любые выходные можно добраться до столицы Урала и посетить спектакль самобытного «Коляда-театра», равного которому просто нет в мире. Когда «солнце современной драматургии» Николай Коляда, наш сосед и почти земляк, каждый год устраивает фестиваль для театралов, шутливо наградив его своим именем.

Благодаря усилиям и педагогическому таланту известного драматурга, режиссера и актера Николая Владимировича Екатеринбург давно превратился в кузницу современной драматургии. Пьесы учеников Коляды – Ярославы Пулинович, Василия Сигарева, Анны Батуриной и других – ставят в Польше, в Болгарии, в Америке, в Англии, во Франции… И вполне закономерно то, что фестиваль молодых драматургов проходит именно здесь, на Урале, куда съезжаются со всех концов мира директора театров и режиссеры, чтобы найти очередной бриллиант – пьесу для новой постановки, которая будет говорить со зрителем на близком ему языке, всколыхнет душу, растрогает, насмешит…

А для зрителей фестиваль – невероятная возможность увидеть за одну неделю массу впечатляющих спектаклей со всех концов мира: среди участников – театры России, Польши, Франции, Молдовы, Чувашии, Кыргызстана, Бурятии, Казахстана…
Но удивительнее всего оказалась атмосфера праздника – теплая, семейная, с невероятным хлебосольством и открытостью, так что гости ахали и, честно говоря, не торопились возвращаться к себе домой.

Первые потрясения

Начался фестиваль с обмена щедрыми подарками. Организатору и хозяину фестиваля Николаю Коляде поляки привезли расписную рубашку с вышитой на рукавах фестивальной звездой – эмблемой «Коляда-театра», молдоване – три ящика абрикосов. Счастливый Коляда, в свою очередь, предложил гостям фестиваля разбирать сувениры – футболки, спички, майки, банданы, сумки, стаканчики, зажигалки с символикой фестиваля и, конечно, сборники пьес самого драматурга и его талантливых учеников. Николай Владимирович наделил всех желающих бесплатными приглашениями для друзей и родных на фестивальные спектакли. А потом широким жестом пригласил покататься всех на…велорикше. «Катайтесь, я оплачиваю! Ни на одном фестивале еще такого не было», – посмеиваясь, уточнил «спонсор мероприятия».

Худенький водитель велорикши Яша привез идею необычного передвижения из Америки (хотя велорикши распространены в основном в Азии и Индии) и успешно внедряет новую традицию на Урале. Благодаря фестивалю три его велосипедных «кареты» стали популярным транспортным средством, курсировавшим от театра к театру.

Спектакли шли сразу на всех сценах Екатеринбурга – по 6-10 постановок в день. И это не считая огромного разнообразия офф-программы, включавшей в себя бесплатные кинопоказы, дискуссии, обсуждения и ежевечерний актерский клуб.

Одно удручало – попасть на все было решительно невозможно. Когда четыре спектакля идут одновременно в разных залах, приходилось полагаться исключительно на интуицию и на авось, который помогал выбрать лучшее из предложенного.

02

Мне сразу же повезло: первый спектакль, на который я положила еще не наметанный глаз, стал откровением и эмоциональным потрясением фестиваля. На сцене КЦ «Урал» был показан спектакль «Я не вернусь!..» по пьесе  Ярославы Пулинович в постановке Ирины Зубжицкой. Кургану имя режиссера тоже знакомо – Зубжицкая только что поставила в нашем театре драмы «Вечера на хуторе близ Диканьки». Но то, что представил Вологодский театр для детей и молодежи, было совершенно не похоже на веселую музыкальную комедию. Трагичная история двух воспитанниц детдома была полна драматизма и бешеной энергии, смены ролей и масок, неожиданных режиссерских находок и ярких актерских образов. На финале кое-кто из зрителей смахивал слезы, да и самих исполнительниц переполняла буря эмоций, так что за кулисами слезы тоже капали.

Один из завсегдатаев фестиваля, житель Подмосковья Игорь Занегин признался: «Посещение прошлых фестивалей для меня заканчивалось выводом: «Лучше «Коляда-театра» может быть только «Коляда-театр». После потрясающей постановки Вологодского театра я бы не стал делать такого однозначного вывода. Это спектакль, которому хочется верить, где не к чему придраться. Очень высокий уровень и постановки, и актерской игры».

Очарована игрой оказалась и автор пьесы Ярослава Пулинович: «Мне очень понравилось. Я давно работаю с Вологодским театром, это очень энергичная команда, они и сегодня выложились на все сто».

Так что Ирина Зубжицкая вполне закономерно получила приз за «лучшую режиссерскую работу».

Новые Чеховы и Вампиловы

– Театр не может быть музеем, – объяснил концепцию сценического существования главный драматург фестиваля Николай Коляда. – Нельзя охранять пепел, в котором нет огня. Театр должен быть созвучен времени, а пьесы должны создаваться для сегодняшнего поколения. У меня вот нет пьес для подростков, потому что не интересуются ими режиссеры. А у Пулинович такие пьесы есть. Потому и проводится фестиваль, чтобы помочь молодым, чтобы режиссеры обратили на них внимание, чтобы их пьесы ставили в театре. И чтобы Екатеринбург славился как столица современной драматургии.

Традиционно в «драматургической столице» почетное место отводится произведениями Мастера – Николая Коляды, но и его ученики давно наступают на пятки учителю. В этом году было представлено сразу семь постановок по пьесам одной лишь Пулинович! Кроме того, зрителям удалось посмотреть пьесы Олега Богаева, Екатерины Васильевой, Ирины Васьковской, Анны Батуриной, Александра Югова, Андрея Крупина, Владимира Зуева и признанного новым гением Василия Сигарева (чего только стоит громкая слава его жизнеутверждающего фильма о потерях – «Жить»!).

В то время как критики выставляли оценки, зрители сопереживали, погружались в действие, спорили, искали скрытый смысл, разгадывали замысел автора – как в случае с «Икоткой» по произведению Зуева. Два актера московского театра «Турандот» очень комично и в то же время пронзительно грустно сыграли тягу двух мужчин друг к другу, прорастание хрупких ростков дружбы. «Нет, в пьесе нет нетрадиционной любви, – поспешил опровергнуть домыслы Владимир Зуев. – Пьеса о том, что у нас есть душа или внутренний ребенок, которого общество, мы сами в процессе жизни пытаемся затоптать, а он иногда все же прорывается. А мы этого боимся, потому что он про нас знает все, что мы хотели бы забыть. Герои пьесы очень одиноки и потому тянутся друг к другу. Одиночество глобально объединяет нас всех».

Человеческому одиночеству был посвящен и спектакль пермяков. Щемящая история о женской судьбе, по которой прошлась грубыми коваными сапогами война, – «Фронтовичка» по пьесе Анны Батуриной – была сыграна пермским коллективом «Театр-Театр» на огромном пространстве двухуровневого зала ЦК «Урал». Любовь в этой драме искалечена железом и жестокостью, а колючие противотанковые ежи врастают в душу злыми колючками боли и обиды. Но сильная и цельная натура главной героини побеждает во внутренней войне, какими бы не были тяжелыми ее потери. Спектакль запомнился и глубоким материалом, и интересной сценографией, и мощной энергетикой актеров. Хотя видевшие пьесу в постановке «Коляда-театра» утверждают, что там атмосфера более нежная и щемящая.

Много одобрительных отзывов получили «ТройкаСемеркаТуз» Кишиневского театра «С улицы Роз» по пьесе Коляды, «Черное молоко» Сигарева в постановке самарских студентов. Мне удалось посмотреть три спектакля, сыгранных студентами ЕГТИ, – «Баба Шанель», «Мой папа Иисус» и «Март». Впечатления остались самые приятные: есть в игре студентов особая искренность и самоотдача, молодой актерский азарт и живая, бьющая через край энергия.

«Коляда-Plays» мне лично подарил немало открытий имен молодых драматургов (кстати, присутствовавших на постановках по их пьесам) – у Чехова и Вампилова в России достойные преемники.

Агнежкина мечта

Три спектакля на фестивале шли с синхронным переводом в наушниках. «Слуховых аппаратов», кстати, хватало не всем желающим, но выразительные эмоции актеров были понятны и без перевода. Я остановила свой выбор на польской «Наташиной мечте», поставленной по уже облетевшей многие театры мрачной пьесе Ярославы Пулинович. Моноспектакль с молодой польской актрисой Агнежкой Скшипчак в театре им. Стефана Ярача в Лодзе ставил сам Коляда. Никаких спецэффектов и декораций, только две Наташи – в первой истории дерзкая, агрессивная и ранимая воспитанница детдома, во второй – ее гламурный антипод, самовлюбленная кукла – девушка в розовом. Актрисе одной только силой эмоций, жесткостью речевого темпа, выразительностью жестов и мимики удается держать зал в непрерывном напряжении почти два часа. Накануне своего приезда на фестиваль Агнежка получила в Польше главный приз за роль Наташи. «Мы за 4-5 репетиций поставили с ней спектакль. Эта девушка – надежда польской сцены!», – восхищался молодым дарованием Коляда. На фестивале талантливую полячку тоже отметили наградой за «лучшую женскую роль». А мне улыбчивая и обаятельная актриса приоткрыла свою «Агнежкину мечту»: «Хочу и дальше работать с Колядой, это очень важная встреча в моей жизни. Для меня роль Наташи – большой театральный аванс».

В Польше Коляда очень известен: он не только ставил пьесы в Лодзе (помимо «Наташиной мечты» недавно прогремела его постановка знаменитой «Бабы Шанель»), но и снимался в историческом фильме своего друга – кинорежиссера, преподавателя Школы кино и театра Павла Щедлика. Щедлик посвятил творчеству Коляды уже несколько своих документальных фильмов. Как выяснилось, у поляков невероятно большой интерес к уральской драматургии.

– Я благодарен Польше за внимание к моим пьесам, – рассказал Николай Коляда. – В каждом втором театре у них шли мои «Мурлен Мурло», «Курица», «Сказка о мертвой царевне», «Полонез Огинского»… Сейчас три театра поставили «Бабу Шанель». Все время просят новые пьесы, торопятся их перевести на польский.

Победное шествие «Бабы Шанель»

01

Седьмой «Коляда-Plays» был отмечен особой любовью режиссеров к комедии Коляды «Баба Шанель». Зрителям на фестивале представили сразу четыре ее варианта – почти бенефис одной пьесы! Щедро пересыпанная искрящимся колядовским юмором история пятерых старушек «от 70 и старше», участниц ансамбля русской песни «Наитие», мечтающих быть востребованными и любимыми, смешных, наивных, простодушных, была сыграна во всех возможных актерских комбинациях – юными девушками, взрослыми актрисами, актрисами пожилыми и даже мужчинами!

А лучшей постановкой был признан вариант Чувашского драматического театра из Чебоксар (режиссер Наталия Сергеева) с актрисами, которым столько же лет, как и их героиням, но молодости духа и искристости таланта которых можно лишь позавидовать. Старшей из актрис, Вере Кузьминой, уже 90 лет, как и одной из героинь спектакля. Вера Кузьминична работает в театре с 1947 года! На мой вопрос «Сколько лет вы собираетесь еще играть на сцене?» она заливисто хохочет: «Пока хожу и разговариваю, пока могу – буду играть. Лишь бы что-то дали, чтобы я впустую не сидела».

В спектакле старушки на глазах превращаются в девочек, а страстности их игре добавляет чувашский колорит – национальные костюмы, народные песни и танцы. Кстати, единственным замечанием критиков к постановке было то, что очень уж хорошо актрисы поют, в то время как их героиням полагалось периодически фальшивить и «пускать петуха».

«Бабушки Шанель» из Чувашии очаровали всех своей искренностью и жизнелюбием, разбавленных нотками горечи, создав глубокие, цепляющие за душу образы. Аплодировали гостьям из Чебоксар стоя. И именно они стали обладателями Гран-при фестиваля.

Зрительница Елена Болгарина восхищалась: «Чувашская «Баба Шанель», по-моему, победила вполне заслуженно. От актрис на сцене шла даже не живая, а живительная энергетика. Я привыкла раскладывать спектакль на составляющие, а тут просто включилась в действие, ничего не анализируя».

Исполнительница одной из ролей в оригинальной постановке «Коляда-театра», 70-летняя, но удивительно молодая и сногсшибательно оптимистичная актриса Тамара Зимина в это время «перенимала опыт» у студентов-актеров: «Они по-другому подошли к материалу «Бабы Шанель»: какие они пластичные, какой интересный ход с ходулями нашли, как забавно у них ноги выглядывают из-под занавеса. Я даже что-то подсмотрела, хочется украсть. Если ты берешь что-то чужое и пропускаешь через себя, то не бывает повтора».

– А, правда, что Коляда в образ вашей героини Тамары Ивановны добавил многое от вас самой?

– Да, конечно! Я же в Египте на квадроцикле ездила и под воду ныряла. Я ему об этом рассказала, и он разным героиням передал мои навыки и фразы.

Возмущалась потом: «Колька, ну тебе ничего нельзя говорить! Ты обязательно в дело пустишь!». И про трансерфинг (я им увлекаюсь) когда мои друзья слышат в спектакле, такой хохот стоит!

Актерский табор на селе

Культурная гордость Урала — «Коляда-театр» — показывал свои спектакли вне программы. Вот куда было не пробиться: зрителей в маленьком зале рассаживали даже на подушках на полу. Глава театра еще в начале фестиваля строго предупреждал: «К нам не приходите, мест не будет», но на входе каждый раз безропотно раздавал всем страждущим бесплатные билеты.

А вечерами на улицу к маленькому гостеприимному зданию театра выносили столы и накрывали их явствами – налетай, кто хочет! Актерский клуб проходил в неформальном общении гостей за бокалом, наполняемым вином самим Колядой. Атмосфера царила невероятно душевная и веселая, легко способствующая сближению и театров, и народов. А на утро организатор фестиваля театрально сокрушался: «Ну вот – в день выпивается 60 литров вина и 5 литров коньяка. Я банкрот!!! Я шучу, на самом деле, рад всех видеть – приходите все! А сейчас опять бегу в «Вина Кубани», продавщицы при виде меня радостно потирают руки».

На актерском клубе я познакомилась с компанией французов, которые вне конкурса показывали свой мультимедийный спектакль-перформанс «Интер/Фейс». Проект с детализацией жизни человека, попавшего в виртуальную паутину, на экране проектора придумали и показали трое исполнителей. В жизни двое из них – Сесиль Портье и Жюльетт Мезан – писательницы, а Стефан Гантеле – скульптор. Все впервые приехали в Россию и остались в восторге от фестиваля.

– Тут царит замечательная и теплая, даже домашняя атмосфера, – поделился впечатлениями Стефан. – Ничего подобного не было ни на одном фестивале во Франции. Есть только один недостаток – я не говорю по-русски, а все спектакли идут на русском. Но, несмотря на это, я получаю фантастические впечатления и большое удовольствие. Для меня огромное открытие – это «Коляда-театр», который чрезвычайно визуален, даже если не понимаешь текст. Мы посмотрели «Трамвай Желание» Теннесси Уильямса. Я хорошо знаю эту историю, но я впервые в жизни плакал на спектакле, так я был потрясен энергией, витальностью, силой эмоций и чувств!

Постоянный участник всех семи фестивалей, ведущий актер «Коляда-театра» Олег Ягодин добавляет: «Это не просто фестиваль, это творческая лаборатория. Это мой любимый театральный фестиваль: где бы я ни был, на каких фестивалях, всегда убеждаюсь, «Коляда-плэйс» – самый лучший! По форме, по уровню пьес, по душевным застольям на улице, по открытости – все невероятно круто. Есть еще село Логиново – главная фишка фестиваля, куда все выезжают на целый день, там летний театр, читки пьес, шашлыки, купания. Логиново потом никто не может забыть».

DSCN8461

Логиново, действительно, оставляет неизгладимые впечатления. В этом небольшом селе находится дача Коляды, куда он каждое лето вывозит весь шумный и разноязычный «актерский табор» фестиваля. Там открывает любому двери в свой «домик-завалюшку», где за письменном столом у русской печки им были написаны самые знаменитые его пьесы.

DSCN8484

Во дворе расставлены скамейки, раздвигается занавес из тюля и начинается спектакль – читка пьес актерами «Коляда-театра» по ролям. В этот раз в Логиново читали три комедийных пьесы молодых авторов – Дмитрия Войдака, Светланы Баженовой и Риты Карповой.

Участников фестиваля не только развлекали зрелищами, кормили шашлыками и угощали вином, но и мочили в маленьком бассейне. Актеры окунули в бассейн и организатора фестиваля, несмотря на его отчаянное сопротивление и угрозы увольнением. Впрочем, Коляда не огорчился – тут такие розыгрыши в порядке вещей, полякам вот тоже досталось не меньше.

Вечером в парке имени Вайнера фестиваль завершился награждением победителей фестиваля «Коляда-Plays» и конкурса молодых драматургов «Евразия». В честь победителей устроили фейерверк и концерт групп «Айфо» и «Курара». Праздник закончился, но театральное волшебство осталось витать в воздухе.

DSCN8438

В следующем выпуске газеты читайте интервью с организатором уникального фестиваля, знаменитым драматургом и режиссером Николаем Колядой.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *