Курганская мастерица создает цветы из необычного материала фоамирана

DSC03991

На вид они практически не отличаются от настоящих

Впервые с творчеством Елизаветы Сурковой я познакомилась в интернете. Меня привлекло не только новое и незнакомое слово «фоамиран», но и то, что многие созданные ею цветы на фотографиях вообще невозможно отличить от настоящих. Ответ на главный для меня и большинства посетителей ее интернет-магазинчика вопрос: «Как это можно сделать?» — я решила получить от самой мастерицы.

— Уникальной в чем-то быть всегда трудно. Расскажи, как это все началось?

— Творчеством я занята на протяжении всей своей жизни. Еще в детстве, лет с шести меня родители отправили в художественную школу. Там я долго пыталась найти себя: вроде и живопись нравилась, и скульптура, и декорирование. Художественную школу я в итоге закончила по классу живописи, получила диплом. Но на этом не закончила — для общего развития начала посещать мастер-классы по разным видам творчества, курсы, вебинары. Я очень энергичный человек, поэтому на чем-то одном мне останавливаться было скучно, я училась всему и сразу.

Затем я от творчества немного отошла, поступила в университет, закончила его, решила получить еще одно высшее образование. С двумя дипломами в кармане я неплохо зарабатывала, в том числе и за границей.

А потом я случайно получила подарок от подруги из США, который был украшен цветами из очень необычного материала. Первым делом я спросила у нее: «Как ты довезла живые цветы из Америки?» Оказалось, эти цветы были из фоамирана — так я впервые с ним познакомилась. В США этот материал очень любят, часто выполненные из него цветочные композиции можно видеть как украшение интерьера.

С тех пор я «заболела» этим материалом. Начала искать информацию, где его можно купить и как с ним работать. Лет 5 назад этот материал в России был практически неизвестен, поэтому я собирала данные с миру по нитке. В результате выяснилось, что фоамиран из Ирана в Россию вообще не поставляют. Мне пришлось добывать первые свои материалы через знакомых в США. А потом на отдыхе мы с мужем случайно познакомились с молодым человеком из Ирана, который мне потом очень помог с поставками.

— Что это за материал — фоамиран?

— В дословном переводе фоамиран означает «пластичная замша», это пенистый материал, который производят в Иране. На ощупь напоминает бархатистый лист плотной бумаги. Фоамиран — просто уникальный материал. Он легко растягивается при нагревании, ему можно придать любую форму и он после остывания ее «запомнит». Изделия из фоамирана не деформируются, их можно мыть водой, они не впитывают жир и копоть, благодаря чему интерьерные композиции из фоамирана можно ставить и на кухне, зато легко красятся акриловой краской.

Сейчас фоамиран пытаются делать и в других странах — например, в Китае. Но настолько качественный и тонкий, из которого можно сделать действительно почти живые цветы изготавливают только в Иране, есть у них какой-то секрет. Я пользуюсь только настоящим фоамираном, хотя он и стоит достаточно дорого, потому что я перфекционист: надо делать либо лучшее, либо не делать вообще.

DSC03982

— Где ты училась с ним работать, если в России тогда про него почти не слышали?

— Очень долго я мучилась с тем, где научиться делать красивые вещи из фоамирана. В итоге я нашла через интернет настоящую иранскую мастерицу, работающую с этим материалом, и сейчас обучаюсь по ее мастер-классам, хотя она почти не говорит на английском, а я совершенно не понимаю ее родной язык. Так что общаться друг с другом нам приходится буквально интуитивно. Всего у нее 16 ступеней обучения по разным видам цветков, сейчас я нахожусь где-то посередине.

— Когда ты решила, что хочешь именно фоамиран сделать своей профессией?

— Всевозможные украшения своими руками я делала постоянно — иногда в подарок, иногда по чьей-то просьбе, и никогда не брала за это денег — мне просто было в радость самой сделать  красивую вещь, которая будет нравиться людям. Дома у меня всяким рукоделием и так все усыпано. А потом я как-то задумалась над тем, что 99% свободного времени и средств я трачу только на это, и мне не хочется с этим расставаться. Как жадный ребенок, я хватала все, что видела: мастер-классы, новые техники, материалы. И я решила для себя, что хочу бросить все, что меня от этого отвлекает, и, образно, 25 часов в сутки только творить.

У нас в городе на этом заработать пока очень сложно. Курганцы пока не привыкли дорого платить за действительно эксклюзивную ручную работу, им почему-то кажется, что сделанное руками — это какие-то поделки на уровне школьных уроков труда. К тому же, в нашем городе большинство моих заказчиков — мои друзья, их знакомые и знакомые знакомых, услышавшие о моих работах по сарафанному радио, поэтому они всегда надеются на скидку. По этим причинам я много работаю с заказчиками из других городов — Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Екатеринбурга, Иркутска, Красноярска и др. Почему-то именно в Сибири очень ценятся такие произведения. Также много работ я делала для США. К тому же, фоамиран — достаточно дорогостоящий материал, плюс фурнитура и дополнительные элементы.

Зачастую мне приходится отдавать букет или композицию по себестоимости материала, без оценки моей работы. Иногда бывает обидно, когда люди спрашивают, сколько стоит моя работа, я объясняю, из чего складывается цена и называю ее, а они отвечают, что это очень дорого либо вообще не отвечают. Гораздо приятнее, когда тебе скажут: «Для меня это дорого, но работа того стоит».
Сложно объяснить людям, что каждый товар — он штучный. Ни один бутон повторить в точности нельзя, да я и не стремлюсь к этому. На сегодня я могу сказать, что в нашем городе с настоящим иранским фоамираном я работаю одна. В России таких мастеров, конечно, хватает.

И вот в связи с этим мне пока не удается заниматься только творчеством. Первую половину дня я трачу на общение с Америкой — я переводчик-фрилансер, а потом уже готова творить. В моей мастерской, под которую я отвела одну комнату в квартире, полный завал и беспорядок, кроме меня в нем никто не разберется. Я очень хочу посвятить именно этому свою жизнь. Но пока зарабатывать деньги на этом получается не так просто. Поэтому у меня есть работа, где я получаю деньги, чтобы их хватало на любимое дело. Надеюсь, скоро этот непростой для меня период закончится.

— Что заказывают чаще?

— Хотя мне интересно работать с любыми композициями, чаще получается, что мне заказывают свадебную флористику. Наверное, потому что свадьба — такой повод, ради которого не жаль потратить достаточно много денег. Правда, и тут невесты иногда заявляют, что букеты из фоамирана стоят дорого. Но у них есть один большой плюс по сравнению с живыми цветами — если невеста очень экономная, то она может это букет потом перепродать, потому что он прочный и устойчивый к любым повреждениям. Также популярны интерьерные и настольные цветочные композиции, потому что они очень украшают обстановку и прослужат очень долго.

Интересно, что почему-то первым делом многие заказчики бросаются нюхать цветы из фоамирана. Мой муж мне как-то сказал, что единственное, чем отличаются мои букеты от настоящих — это отсутствие запаха. И после этого я загорелась идеей придать им аромат. Сейчас я иногда покупаю отдушки для мыла ручной работы и добавляю капельку в серединку бутона. И тут плюс — если вам нравятся розы, но вы не любите их запах, можно добавить аромат хоть зеленого яблока.

— Как ты себя чувствуешь в роли творческого человека?

— Иногда бывает непросто — и мои товары присваивают другие производители, и потенциальные клиенты обижают. Я очень не люблю, когда мои цветы называют «искусственными», это самое обидное, потому что в моем понимании искусственные цветы — это те, которые для кладбища, их штампуют механически. Мои же — произведение искусства. Также у нас это часто называют «hand made», но для меня это слово имеет несколько другую окраску.

Хэнд мэйд — это когда дети мастерят что-то на уроках труда, или когда домохозяйки от скуки повторяют мастер-классы из интернета. А когда ты тратишь на это большую часть жизни и денег, придумываешь сам букеты и композиции, ищешь что-то новое и хочешь быть непохожим на других мастеров — это уже искусство.

Когда я погружаюсь в работу, я иногда не замечаю, как меняются сутки. Если ко мне пришло вдохновение, я даже очень сложный и большой букет или альбом могу сделать за сутки-трое. Для ручной работы это очень быстро.

— Семья не страдает от недостатка внимания?

— Муж точно нет — я сажусь за работу только после домашних дел, так что он голодным не остается. Он рад, что я нашла свое дело, что мне это нравится. И вообще, за то время, что мы вместе, он только поправился.

— Насколько я знаю, твои товары продаются через интернет. А настоящий магазин не планируешь открывать?

— В Кургане есть несколько магазинов, где представлены мои товары, но своего у меня пока нет. Я очень ревностно отношусь к авторскому праву, было несколько случаев, когда мои работы присваивали, поэтому сейчас я начала ставить на каждый товар свой фирменный логотип «Лавка». Я специально выбрала такое максимально простое слово и символ в виде цветка. Ассоциации взяла из старинного русского творчества, когда предметы ручной работы продавались в лавках.

Мне хотелось стать ближе к исконному творчеству вместо использования модных сегодня слов типа «бутик» или «шоу-рум». Это слово такое уютное, мне приятно, если люди будут себя чувствовать с моими изделиями тепло и радостно. И я мечтаю когда-нибудь открыть свой маленький уголок по продаже и заказу моих изделий, но на это не хватает времени, средств и сил. Пока же я рассказываю о себе только в интернете, в социальных сетях, обо мне рассказывают знакомые. В любом случае на первом месте для меня стоит творчество, а не коммерческая составляющая. Мне кажется, своими творениями я немного приобщаю людей к более красивой части нашей жизни.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *