В Кургане с успехом выступил Челябинский театр оперы и балета

IMG_8983

В спектакле «Анюта» челябинцы хореографически представили метаморфозы человеческой души

Впервые на курганской сцене выступили артисты Челябинского театра оперы и балета им. Глинки. Они привезли один из лучших отечественных балетов XX века – балет Валерия Гаврилина «Анюта» на сюжет рассказа Чехова «Анна на шее» в авторской постановке Владимира Васильева.

Перед спектаклем курганцы признавались, что пришли послушать музыку Гаврилина — нежную, пронзительную, с нотками грусти. Именно она в свое время вдохновила режиссера Александра Белинского на создание балета. Услышав вальс Валерия Гаврилина, он понял, что это настоящий «чеховский вальс».

По воспоминаниям первой исполнительницы роли Анюты, для которой был поставлен балет, Екатерины Максимовой, Александр Белинский вместе с Владимиром Васильевым подбирали музыку буквально по кусочкам из разных произведений Валерия Гаврилина. Так родился телеспектакль, который позже переносится с экрана на сцену, а точнее на сцены многих советских городов. Челябинск тогда стал третьим по счету городом, где поставили «Анюту».

IMG_8871

Спектакль называют жемчужиной Челябинского театра оперы и балета не случайно, над его созданием работали такие мастера! Художником-постановщиком балета была Белла Маневич – еще одно легендарное имя (среди ее работ – киношедевры «Белое солнце пустыни», «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона»). Созданные ей декорации и костюмы к «Анюте» буквально погружают в чеховскую эпоху. И это несмотря на то, что технические сложности не позволили курганцам увидеть все декорации, которые обычно используются в этой постановке.

Сольные партии — очень яркие! Восторг зрители испытали не только от виртуозной техники исполнения, но и от настоящей актерской игры. Часто можно услышать, что Максимову перетанцевать невозможно. Но исполнение примы народной артистки России Татьяны Предеиной было прекрасным, очень артистичным, искренним. Сколько грации, изящества! Её эмоциональность, чувственность и женская красота покоряли.

IMG_9030

К слову сказать, Татьяна готовила балет совместно с Екатериной Сергеевной, советовалась, на что обратить внимание, какие акценты сделать в танце.

«Этот спектакль — один из моих любимых. Эту партию я получила, можно сказать, из первых рук и очень бережно к ней отношусь и храню, но надеюсь, что образ развивается», — поделилась Татьяна.

Роль Модеста Алексеевича блестяще исполнил Александр Цвариани. Одним жестом, поворотом головы ему удавалось передать всю ничтожность и пошлость своего героя.

Артисты создали замечательные образы, вызывая то смех, то подкатывающий к горлу ком. Спектакль получился очень чеховским, с присущим автору высмеиванием карьеризма и тупости, сочувствием к маленьким людям, с акцентом на человеческих качествах.

IMG_8893

Лиризм, драматизм, гротеск – эти приемы использованы мастерски и работают на главную задачу – показать метаморфозу человеческой души. На протяжении полутора часов красной нитью проходит тема перевоплощения героини. Зрители чувствуют, как черствеет ее сердце, как происходит «расчеловечивание», нравственное падение. Сцены снов раскрывают внутреннюю борьбу.

По мнению артистов, «Анюта» — как раз тот спектакль, с которого можно начинать знакомство с балетом, поэтому особенно приятно, что в зале было много школьников и студентов.

IMG_9006

Отзывы зрителей были восторженными:

— Я восхищалась не высотой прыжков и сложностью па, я вообще забыла про технику, — делится впечатлениями Галина. — В очередной раз поразило то, что языком тела можно передать все оттенки чувств, душевную боль, настроение, характер человека. Этот спектакль из разряда тех, что понятны без слов. Здесь важна не работа ума, а работа души, сопереживание. А еще очень захотелось перечитать Чехова…

Настоящая высокая хореография для самого неискушенного видна сразу. Зрителям было представлено не бледное отражение знаменитого спектакля, а самостоятельная яркая постановка. В зале не осталось ни одного равнодушного. На протяжении 10 минут зрители стоя аплодисментами приветствовали артистов, снова и снова вызывая их на поклон.

IMG_9061

Истинное искусство всегда тревожит человеческую совесть, оно должно, как говорил Достоевский, «пробить сердце», но именно в эти моменты человек становится лучше, происходит другая метаморфоза человеческой души. Челябинской труппе это, несомненно, удалось!

Фоторепортаж Александра Алпаткина.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *