«Бальзаминов» – это спектакль, где явь перемешивается со снами и фантазиями
Герой новой постановки «Бальзаминов» имеет мало общего с героем пьесы Островского «Женитьба Бальзаминова». Созданный воображением московского режиссера Артема Галушина по мотивам произведения русского классика драматургии, Мишенька Бальзаминов – наивный, инфантильный, верящий в чудо, готовый любить бескорыстно. Некий симбиоз Иванушки-дурачка и грустного мима. А сама постановка – дань сюрреализму и экспериментам с театральным пространством и возможностями новых технологий.
Текст, по утверждению режиссера, дает простор для фантазии и вполне поддается метаморфозам и игре с полумистическими вещами – снами, грезами, воспоминаниями, преображениями обыденности в чудо…
Герои сначала живут во сне – на экране, где любимая – это балерина из музыкальной шкатулки. Она хрупка, изящна, доверчива и влюблена – так удивительным образом преобразилась и Домна Белотелова.
Когда сон прерывается, Бальзаминову приходится шагнуть с экрана – из дивного сна – в угнетающую «взрослую» реальность, где жениться надо обязательно на богатой, где нужно жить по правилам сильного и уметь изворачиваться. Простодушному герою такой мир неприятен и чужд.
В оригинальной трактовке смешались приемы кинематографии, мультипликации, клоунады и фарса, кабаре и фантасмагории. Здесь привычные вещи трансформируются в необычные символы – платье становится огромным абажуром, а затем шалашом для влюбленных, обычные герои превращаются в грустных клоунов или марионеток… Красивые декорации, неожиданные и экстраординарные костюмы – над всем этим снова поработала талантливая московская художница Ютта Роттэ, постоянный соавтор Галушина.
От Островского, таким, каким мы его знали, осталась лишь энергичная женщина из народа – сваха Акулина (Татьяна Гомбоева), которая так и сыплет фольклором и шутками, что бьют не в бровь, а в глаз и вызывают живую реакцию и смех в зале.
Для Константина Галушина роль Бальзаминова – первая большая роль и сразу главная: ответственность такова, что могла бы и придавить. Но чем дальше движется действие, тем заметнее прогресс молодого актера на сцене. Хотя спорить еще есть о чем: кто-то отметил игру артиста как самую запоминающуюся, а кому-то не хватило актерского темперамента и веры в умение его персонажа любить. Вот в искренность чувств героини Александры Шупарской у публики сомнений не возникло – в роли влюбленной, восторженной и немного капризной девушки актриса необычайно хороша.
Спектакль населяют еще две беззаботные сестрицы, что превращают свою жизнь в легкомысленный канкан, их грозные тираны-братья, слуга-горбун с великолепным вокалом – спектакль иногда приобретает черты мюзикла или шоу. Удивительно молоды и легки в современной версии Островского герои Ивана Дробыша и Татьяны Тереховой.
Герои обретают в финале искомое счастье, публика рукоплещет, а я по традиции спрашиваю мнение о премьере у опытного театрала.
«Эклектика как прием всегда интересна, мы видим тут явление пост-модерна, характерное для рубежа веков, – отмечает искусствовед Любовь Кочарина. – В спектакле много очень интересных режиссерских находок. Из актерских работ нельзя не отметить обаятельную Шупарскую, сваху в роли Татьяны Гомбоевой… Сваха – главное связующее звено в стилистике Островского, она наиболее динамична в закрутке сюжета. Но спектакль должен окончательно состояться, когда возникнет плотное энергетическое кольцо между публикой и сценой. Пока оно работает в основном в сценах со свахой».
В новом видении знаменитой пьесы Островского, между тем, много красоты и запоминающихся сцен, которые, безусловно, впечатаются в память зрителей и, возможно, даже приснятся им, как Мишеньке Бальзаминову его будущее счастье. Если бы еще счастье так же легко перетекало в жизнь со сцены, как волшебно перетекают образы снов с экрана в канву пьесы!
Фоторепортаж Александра Алпаткина.
Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости