Мы выбираем…

kozevnikov

Глава города Кургана Павел Кожевников отвечает на вопросы нашей газеты

— Павел Михайлович, мы просим вас прокомментировать недавние решения городской Думы, внесшие изменения в Устав города: глава города выбирается депутатами городской Думы из их числа, а выборы депутатов гордумы проводятся по мажоритарной системе.

— Хочу обратить внимание на то, что два эти решения взаимосвязаны друг с другом. Раньше, при смешанной системе выборов, когда половина депутатов избирались по партийным спискам, а половина — по одномандатным округам, многие депутаты, в том числе и я, склонялась к прямым выборам главы города. При этом одной из главных причин и мотивов было то, что через списки депутатом (и соответственно потенциально главой города) мог стать человек, который вообще не живет в Кургане, не знает городских проблем и т.д. Такой риск был. Но сейчас его нет, поскольку депутаты будут избираться по одномандатным округам, и при такой системе чужим, неизвестным людям делать уже нечего. Просто не пройдут, поскольку избиратели доверяют тем, кого хорошо знают.

На сегодняшний день выборы главы города из числа депутатов — решение правильное. Это решение в пользу стабильности и, будем надеяться, развития города. Я убежден, что исходить нужно не из личных амбиций, а из интересов города, всех его жителей. Причем учитывать надо несколько факторов, например, при прямых выборах совершенно не исключен вариант прихода популистского лидера, который  наобещает избирателям «золотые горы», а в итоге ничего не сделает. И такие примеры, к сожалению, есть.

Кроме того, прямые выборы глав муниципальных образований не гарантируют качественной, добросовестной работы руководителей. Порой они, почувствовав себя «хозяевами», начинают злоупотреблять своим служебным положением. Только за последнее время так было в Астрахани, Махачкале, Ярославле. При этом процедура снятия глав достаточно сложная и длительная. Плюс организация и проведение новых выборов, которые всегда обходятся «в копеечку» для местных бюджетов и налогоплательщиков. При выборе главы города из числа депутатов процедура отстранения от должности намного проще: депутаты, в случае утраты доверия, принимают соответствующее решение, и все. Экономятся и средства городского бюджета.

Важно отметить, что при выборах главы из числа депутатов возрастает мера его ответственности перед депутатским корпусом, что очень важно, поскольку глава города должен работать в постоянном тесном контакте с городской Думой. Одновременно возрастает и ответственность избирателей, ведь избранный ими депутат потенциально может стать главой города.

В истории нашего города за последние 20 лет были разные периоды. Но анализ и реальный опыт показывают, что город активно развивается тогда, когда выстраивается эффективное взаимодействие городских властей с Правительством области. Именно в последние годы в Кургане начался массовый ремонт дорог, появились новые спорткомплексы, перинатальный центр… Список можно продолжить.

Горожане должны ясно понимать, что в условиях, когда городской бюджет на 50% финансируется из федерального и областного бюджетов, мы только совместными усилиями можем обеспечить стабильность в городе, особенно учитывая нынешние непростые экономические условия.

Скажу еще одну вещь: без региональной власти мы не сможем, согласно действующему законодательству, попасть ни в одну федеральную программу, а ведь это возможные инвестиции в экономику города. Совместная конструктивная работа с областной администрацией, развивающаяся в последние годы, — непременное условие социально-экономической и политической стабильности в Кургане.

— А в чем, на ваш взгляд, преимущества мажоритарной системы выборов городских депутатов?

— Мажоритарная система — это выборы по одномандатным округам, когда кандидат не через списки, а лицом к лицу с избирателями округа доказывает свое право на депутатский мандат. Опыт, не только в нашем городе, но и в целом по стране, показывает, что депутаты, избранные по одномандатным округам, более активно работают с избирателями, решая их проблемы. У них больше ответственности перед людьми. На мой взгляд, это главное преимущество мажоритарной системы.

— В рамках возникшей дискуссии оппоненты нередко говорят о том, что решение о выборах главы города из числа депутатов противоречит установкам Президента РФ, а также Европейской хартии местного самоуправления, ратифицированной Россией.

— Владимир Владимирович Путин сказал, что главы городов должны избираться. В Кургане глава будет избираться депутатами из числа депутатов городской Думы. Ни о каком назначении речи не идет.

Что касается хартии, то там нет даже понятия «прямые выборы» главы. А говорится о том, что местное самоуправление осуществляется советами или собраниями, члены которых избраны путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования. И эти советы и собрания могут иметь подотчетные им исполнительные органы. Именно так сейчас и прописано в Уставе нашего города — есть «совет» — городская Дума, есть глава города и городская администрация с ее руководителем, которые всецело подотчетны городской Думе. Никакого противоречия или нарушения нет.

— Вопрос о разделении полномочий городских властных структур: есть глава города и есть руководитель администрации. Насколько это оправданно?

— У такого разделения полномочий есть свои плюсы и минусы. Немало примеров, когда данная модель работает неэффективно, и, наоборот, много примеров успешной работы при таком разделении полномочий и обязанностей. Все зависит от того, как налажено взаимодействие представительной и исполнительной власти в том или ином городе. Если действуют согласованно в интересах города — все нормально. Если раздоры и конфликты, то, конечно, нет ничего хорошего. В Кургане, слава Богу, обе ветви власти — городская Дума и администрация города — действуют согласованно и конструктивно.

На мой взгляд, такое разделение полномочий имеет смысл. Глава города совместно с городской Думой должен заниматься стратегическими вопросами — формированием бюджетной политики, распоряжением муниципальным имуществом и — главное — законодательной базой, определяющей стабильное развитие города. Администрация города, ее руководитель занимаются текущими вопросами, исполнением бюджета, решением проблем ЖКХ, социалкой и еще очень многими другими вопросами. Но в реальной жизни, в условиях конкретного города стратегические и тактические вопросы неразрывны. Поэтому две ветви власти должны действовать слаженно и дружно.

— Павел Михайлович, потребуют ли связанные с выборами изменения в Уставе города дополнительных расходов?

— Нет, дополнительных серьезных финансовых расходов не будет. Более того, как я уже отметил, выборы главы города из числа депутатов позволяют нам сэкономить бюджетные деньги. Но нужно будет внести определенные корректировки по границам избирательных округов, связанные с миграцией населения внутри города, его расширением.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *