Известная курганская гостиница отмечает полувековой юбилей

фото Москва 1=

В своё время это здание было самым высоким в городе

В век информации и Интернета трудно представить человека, который оказался в Кургане по делам и не знает, где ему остановиться. Гостиницы и отели активно заявляют о себе и готовы принять всех желающих. Выбор клиента зависит от цены, ассортимента и качества предоставляемых услуг.

В начале 1960-х годов о таком многообразии не могло быть и речи. Город скромно встречал приезжающих силами одной единственной гостиницы «Тобол».

Построенная в 1953 году и имевшая изначально 55 номеров, она на тот момент являлась единственным местом в городе, где можно было остановиться. Шло время, областной центр рос и развивался. В 1962 году его население составляло 175 тыс. человек. В городе имелось 87 предприятий промышленности, железнодорожного и автомобильного транспорта, 37 строительных организаций, велось крупное промышленное и культурно-бытовое строительство.

В 1964 г. начала работать гостиница «Москва», был укомплектован ее трудовой коллектив, появились профсоюзный комитет и первичная партийная организация. В газетной публикации об открывшейся гостинице ее название на фотографии нарисовал художник редакции. Вывеску заказали, но не успели изготовить к 15 марта. Но даже без нее гостиница привлекала внимание. Имея 6 этажей, она являлась самым высоким зданием в городе. Объем использованного для нее стекла составил 1723 кв. м., что в полтора раза превышало потребности 80-квартирного дома.

Гостиница имела 186 номеров: 100 одноместных, 81 двухместный, 1 пятиместный и 4 номера люкс. Одновременно она могла принять около 300 человек. Уютная обстановка номеров позволяла не только отдохнуть, но и поработать. Этому способствовало все: светлые стены, мебель, текстиль, достаточное количество солнечного и электрического света. В 77 апартаментах можно было принять душ или ванну, в 157 имелись туалетные комнаты. Кроме того, общие туалеты, душевые и ванные комнаты располагались по две на каждом этаже. Холлы также поддерживали общую теплую атмосферу. В них проживающие могли побеседовать, посидеть, листая журналы, газеты или посмотреть телевизор. В нишах с окнами стояли столы и кресла для настольных игр и совместного отдыха в компании.

На первом этаже здания размещались многочисленные службы, работающие на постояльцев. Самыми востребованными среди них, безусловно, являлись камера хранения и администраторская. Почта, телеграф, телефон и киоск «Союзпечать» позволяли гостям связаться с родными, коллегами, узнать последние новости. Пункт ремонта часов и комната бытового обслуживания, осуществляющая чистку, мелкий ремонт и глажку одежды, помогали гостям решать проблемы и делали их жизнь значительно проще. Ну а комфорт обеспечивали парикмахерская с мужским и женским салонами, кафе и ресторан с двумя залами, один из которых мог принять до 150 человек одновременно.

С началом работы гостиницы появились и планы на будущее. Предстояло ввести в эксплуатацию два лифта, велись работы по оборудованию собственной АТС. В вестибюле предполагалось открыть магазин сувениров и аптечный пункт, устроить небольшую библиотеку.

Среди трудностей первых лет работы следует назвать большой поток клиентов и кадровые проблемы. При небольшом окладе, а уборщицы и горничные получали 30-31 руб. (для сравнения — заработная плата на заводах составляла 45-50 руб.), удержать хороших, добросовестных работников было сложно. А доверять имущество государства и граждан кому угодно – небезопасно. Даже при ответственном отношении к своим обязанностям, далеко не каждый человек мог работать с людьми, приветливо встретить, правильно ответить, вежливо отказать. Накладывал свой отпечаток и круглосуточный режим работы, при котором дневная смена составляла 11 часов и ночная 12. Происходила частая смена кадров. Если с одной из главных проблем постепенно справились, то усиленный спрос на размещение в гостинице существовал еще на протяжении долгого времени.

В 1990-е гг. в работе гостиницы происходили серьезные изменения. Руководство воспользовалось услугами предпринимателей, которые организовали в здании кабельное телевидение, средства от его использования стали тратиться на нужды хозяйства. У работников выросли оклады, были приобретены селекторы, введена единая форма для персонала. Начались ремонтные работы. Особое внимание уделялось обслуживанию иностранных посетителей: лучшие номера, видео, индивидуальный массажист, доставка писем и телеграмм. Среди персонала даже выявляли работников, желающих обучаться английскому разговорному языку.

Несмотря на то, что гостиничное хозяйство нуждалось в капитальном ремонте, замене мебели и сантехники, коллектив гостиницы решился на приватизацию. Предстояло стать хозяевами, учиться экономить и зарабатывать, сдавать номера в аренду и повышать плату за проживание. При цене пододеяльника в 250 рублей одноместный номер стоил 62 рубля за сутки, а двухместный «люкс» — 140 (по 70 рублей за койку). За счет собственных средств удалось обновить номерной фонд. Когда после резкого поднятия цен номера стали пустовать, пришлось даже закрывать пятый этаж. Для коллектива гостиницы это стало серьезным испытанием. Затем выкупили аппаратуру и сами стали показывать фильмы, завели собственную швейную мастерскую, открыли на первом этаже коммерческие магазины.

В год тридцатилетия «Москвы» проблем с количеством посетителей, как в первые годы, уже не существовало. Гостиница по-прежнему являлась одной из лучших в городе. Она имела две звезды, но очень хотела получить еще одну.

С тех пор прошло еще двадцать лет. В этом году гостиница «Москва» празднует своё 50-летие. Очень хочется пожелать коллективу дальнейших успехов и процветания, чтобы у всех гостей нашего города оставалось самые добрые и приятные воспоминания о Кургане.

Евгения Туболова, гл. специалист Государственного архива общественно-политической документации Курганской области.

На фото, сделанном в марте 1964 года, гостиница «Москва» еще без вывески.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *