Ольга Красношеина заканчивает работу над скульптурой основателя Кургана

nevezin=

Образа Тимофея Невежина будет завершен к концу марта

В конце 2012 г. администрацией города Кургана был объявлен конкурс на создание памятника Тимофею Невежину, основателю города Кургана, в котором Красношеина О.Ю. победила со своим проектом. В ноябре 2013 г. эскиз скульптуры был отправлен в литейную мастерскую Ивана Дубровина под Екатеринбургом для увеличения.

25 марта 2014 года архиепископ Курганский и Шадринский Константин посетил литейную мастерскую Ивана Дубровина возле Екатеринбурга, где идет работа над созданием памятника основателю Кургана — Тимофею Невежину.

Памятник Тимофею Невежину — дипломная работа курганского скульптора Ольги Красношеиной, которая училась в Академии живописи, ваяния и зодчества имени Ильи Глазунова в Москве.

Сейчас почти пятиметровая фигура Невежина создана из 20 тонн пулковской глины зеленоватого цвета, медленно сохнущей, по пластичности считающейся лучшей для лепки. Владыка был восхищен работой Ольги Красношеиной и подчеркнул: «Памятник прекрасный и величественный, будет достойным украшением города Кургана, а также знаком благодарности жителей». На просьбу скульптора прикоснуться к величественной фигуре и благословить ответил согласием, поставив на обратной стороне памятника свои инициалы.

Напомним, что в конце ноября 2013 года перед началом работ по созданию памятника скульптор обратилась за благословением к архиепископу Константину. Владыка, ознакомившись с эскизом, поставил свою резолюцию: «Памятник Тимофею Невежину — вкладчику Далматовского монастыря и основателю города Кургана — благословляется. Константин, архиепископ Курганский и Шадринский, 27.11.2013 г.».

Мы попросили Ольгу Красношеину рассказать о работе над образом Тимофея Невежина.

— Перед началом такой большой и ответственной работы над памятником мне очень хотелось все сделать по-правильному, по-христиански, ведь Тимофей Невежин — воспитанник святого Далмата, и получить благословение на работу. Архиепископ Курганский и Шадринский Константин благословил с добрыми словами. Мне благословили в дорогу икону Николая Чудотворца, так как Тимофей Невежин приплыл с единственной иконой Николая Чудотворца. Он и сейчас помогает нам. С декабря началась непосредственная работа над памятником высотой почти 5 метров.

Сначала специалисты-увеличители сделали металлический каркас, положили первый слой глины. Затем скульптор начал самую серьезную и сложную работу. К сожалению, никакого описания внешности Тимофея Невежина нет, тем более фотографий или рисунка портрета, поэтому образ создавала из глубины души и собственных представлений.

Чтобы создать образ Тимофея Невежина, надо знать историю его жизни, которая тесно связана с историей жизни святого Далмата, суметь ее представить, прожить, прочувствовать сердцем, умом. С каждым прикосновением к глине, лепя портрет,  я вновь и вновь представляла, как мальчиком Тимофея привела мама в монастырь к Далмату, как рос в послушании и молитвах, учился грамоте. Представляла, как неожиданно набегали кучумовские племянники на монастырь на лошадях, с нагайками и мечами, а стрелами на глазах подростка убивали монахов, а других забирали в полон. Далмат скорее прятал мальчонку в своей старой землянке, не раз спасал. Это ли не чудо для будущего основателя города? А что он чувствовал?

Наверняка его характер закалялся, а мудрый Далмат разъяснял, что не мечом сильна Русь, а словом Божьим. Именно огромный жизненный  опыт Далмата, с одной стороны как бывшего градоначальника Тобольска, с другой стороны, монаха-ангела Божия на земле, его собственный внутренний переворот, перерождение, преображение оказали на Тимофея огромное влияние в формировании его мировоззрения и мироустройства, что именно словом Божьим возможно объединение земель и людей.

И еще думала, каким же сильным русским характером обладал Тимофей Невежин, когда вырос, когда взял на себя ответственность пойти на новую неосвоенную землю с небольшим количеством людей ставить слободу, за дело, за людей, которые доверили ему свои жизни, поверили и пошли за ним. Взять ответственность в очень опасное время, когда татаро-монгольские племена то и дело совершают налеты, убивают, поджигают, а дружины-то всего 15-18 человек.

Какой ответственностью, умом, духовной отвагой и смелостью должен обладать такой человек, взявшись за такую задачу! На свой страх и риск, полная неизвестность местности, будущего, помощи ждать неоткуда, возможно ли вообще такое предприятие? Но, видимо, Тимофей верил, верил в Бога, и с верой и молитвой у него же все получилось! Слобода Царево городище на курганах была возведена. Несомненно, он герой! Самый настоящий, наш, из глубины истории нашей земли, нашей Родины.

Именно на таком, исконно русском герое мне хотелось воспитать своего маленького сына. Создание памятника Тимофею Невежину стало мечтой и движущей силой 13 лет назад, и я поехала учиться на скульптора в Москву в Академию живописи, ваяния и зодчества им. И. С. Глазунова, где на дипломную работу взяла тему своей мечты — образ Тимофея Невежина — и слепила скульптуру 1,70 см. Наверно, это и есть Божий промысел, ведь, пройдя годы испытаний, лишений, это чудо случилось, я леплю памятник Тимофею Невежину.

Сын вырос, но есть поколения сейчас, которые нуждаются в таком герое, будут внуки и будет много поколений людей, которые смогут гордиться и воспитываться на достойнейшем примере нашего выдающегося основателя города, примере чести и духовной отваги!

Тимофей Невежин — основатель Кургана. Детство и юность будущего слободчика связаны со Свято-Успенским Далматовским монастырем. В переписи 1662 г. Тимофей Анисимов (Невежин) упоминается в числе монастырских детенышей. Там же указывается, что с 1649 г. он выполнял всякую монастырскую работу, без денежного и хлебного жалования, за вклад. Основатель Далматовского Успенского монастыря преподобный Далмат и Тимофей Невежин были не только современниками, но и хорошо знали друг друга.

Предполагаемая наставническая роль преподобного Далмата к мальчику-сироте, с одной стороны, существование в ситуации постоянной военной опасности, с другой стороны, способствовали формированию у Т. Невежина активной гражданской позиции.

В 1662 г. на берегу реки Тобол он построил небольшой острог, а потом начал возводить крестьянскую слободу. В XVII веке это означало «собирать на новое место крестьян из числа «гулящих людей». Слободу назвали Царевым городищем, по наименованию кургана, на котором она была построена. С каждого нового поселенца слободчик Невежин брал обещание: «Никаким воровством не воровать, из слободы не бежать, пашню на себя пахать, а опосля годов льготных пахать десятинную пашню для Государя». Невежин пробыл слободчиком в Царевом городище более 20 лет и считается основателем Кургана.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *