Чем курганцам запомнится фестиваль театров кукол «Мечта о полёте»

IMG_8986

Японские фантасмагории, немецкий пост-модерн или греческая пастораль – выбор предпочтений не был ограничен ни жанрами, ни куклами

Международный фестиваль театров кукол «Мечта о полете» стал уникальным шансом для взрослых окунуться в детство и ощутить чистую радость от игры, пережить неподдельные эмоции удивления и восторга, а для детей – возможностью задержаться в этом детстве подольше. «Мы все «родом из детства» и все когда-то играли в куклы, они нас объединяют», – заметил один из членов жюри фестиваля, проходившего в Кургане уже в третий раз. И он же, кстати, так искренне и заливисто смеялся на спектаклях, что понимаешь: детство нас и не покидает, если мы его в себе бережем и лелеем.

Грандиозное по значимости культурное событие, уже четко наметившееся стать одним из брендов города, за пять дней подарило курганским зрителям столько впечатлений и открытий – как театральных, так и национально-культурного толка, что пищи для размышлений хватит на год вперед.

16 спектаклей девяти стран мира задевали за живое, волновали, становились предметом горячих дискуссий, смешили или огорчали, но обязательно будили мысль и взывали к чувствам. К каким – об этом чуть ниже.

Чемоданы радости, коробки мечты

Курганский театр кукол «Гулливер», устраивающий для города (да и для мирового театрального сообщества, чего уж скромничать!) раз в три года большой праздник детства и полета мечты, впервые сделал фестиваль конкурсным. Но то, что победа в нем не главное, главное – торжество фантазии и искусства, заметил и председатель жюри, большой друг «Гулливера» режиссер, руководитель кукольного театра «Огниво» (Мытищи), народный артист РФ Станислав Железкин, сказав на открытии, что «будут победители, но не будет побежденных».

Праздник начался на Троицкой площади с концерта местных народных коллективов. Иностранных гостей очаровывали национальным колоритом русских танцев, красотой русских плясуний и плавностью их движений. Особенно умилялись восторженные японские участники – наблюдать за их непосредственной детской реакцией было одно удовольствие.

А вот курганских зрителей по-настоящему удивили «Птицы», «залетевшие» к нам из Тюмени. Театр «Мимикрия» знаменит уличными представлениями и  экспериментами, синтезом пластического театра с другими видами искусств. В 2012 году театр стал финалистом телешоу «Минута славы». Перформанс, который они показали в Кургане, оказался зрелищем вдохновляющим и завораживающе красивым. История большой черной птицы, томящейся на привязи в плену у птицелова, не умеющей летать и мечтающей о полете, как нельзя удачнее иллюстрировала название и идею нашего фестиваля. Люди-птицы на ходулях и в масках венецианского карнавала сыграли пронзительно-трогательную историю о любви, свободе и самопожертвовании и дали крылья творчеству и мечте.

Кошкарова с феста фото=

Конечно, говоря о кукольном театре, в первую очередь вспоминаешь о детях. По-настоящему детские, добрые и веселые представления состоялись в первые дни фестиваля. Любимый курганцами польский театр из Белостока – постоянный участник фестиваля, удивляющий нас своими взрослыми, сложно-сочиненными, философскими постановками, в этот раз показал простую, но очень сердечную историю о рыжеволосой девочке Ленке, наивной, доверчивой и отзывчивой (спектакль «Ленка» венгерского режиссера Ката Ксато).

История происходит в большой детской коробке для игрушек, в которой сосредоточен мир маленькой героини. Она умеет рисовать, но не умеет крутить обруч, кидать мячик и играть в классики так же ловко, как другие дети. Ее полнота, может, и была поначалу поводом для насмешек, но не помешала обрести Ленке настоящего друга, который разглядел в девочке ее истинную красоту. Спектакль получил приз «за лучшую режиссуру».

Феерически веселый праздник на сцене филармонии устроили «двое из чемодана» – питерский «чемодан-дуэт «КВАМ». В составе – заслуженный артист России Андрей Князьков и просто талантливый артист Алексей Мельник. Их спектакль «Как из ничего сделать все» родился когда-то как способ подзаработать в свободное от основной работы время (оба трудились в двух разных театрах) и стал настоящим хитом, принесшим дуэту любовь зрителей в более чем 20 странах и главные призы международных фестивалей.

Артисты привезли два спектакля: одним они заявили «Мы к вам заехали на час», вторым пообещали «Как из ничего сделать все». И сделали из всего, что под руки попадается (в том числе, и из собственных рук), целую Вселенную. Стремительно, как фокусник достает кролика из шляпы, из переплетений рук они являли публике оленя, курочку, черепаху, сову… Фонтанируя юмором, поражая изобретательностью своих номеров и трюков, эти «двое из ларца»  вовлекали в происходящий концерт-капустник детей и взрослых. Их шутки и уморительные выдумки доводили до хохота до слез даже солидных мужчин в зале.

Еще один спектакль, вызвавший улыбки и эмоционально живой отклик детской и взрослой публики – болгарская «Любовь к трем апельсинам».

Из двух сказок про Василис Прекрасных удалось посмотреть только одну – кемеровскую. Говорят, украинская версия (Днепропетровский городской театр) отличилась остроумным подходом к старому сюжету, зато вариант из Кемерово удивил художественным решением: вместо сцены большое блюдечко с яблочком, а за прозрачным дном волшебной тарелки движутся куклы, мелькают дивные огни. Торжество новейших технологий, совмещенное со старинными традициями теневого театра, дало поразительный результат и, кстати, принесло Кемеровскому областному театру кукол им. А. Гайдара победу в номинации «лучшее художественное решение».

«Призвание нести свет»

Фестивальная жизнь состояла не из одних только спектаклей: участники нескучно коротали вечера в клубных программах и в живом общении друг с другом (порой не требующем перевода), продолжая играть и вне сцены – в национальные игры, например. Ну так уже устроен артист – вечные перевоплощения и азарт, неистребимая тяга к яркой эмоциональной жизни ему нужны как воздух!

Дети и взрослые наблюдали за чудом рождения кукол, выходящих из-под резца чешского мастера. На мастер-классах Властислава Брожа и Йитки Раковой попробовать себя в деле папы Карло могли все желающие, а потом пытались сами вдохнуть кукольную жизнь в любовно вырезанного из дерева человечка.

Художественный музей тоже стал пристанищем театральной публики – здесь открылась выставка «Пятое измерение», посвященная творчеству театральных художников Кургана. Макеты спектаклей, эскизы кукол, афиши – все, что выходит из-под рук художника и тождественно магии создания новых миров – наполнило залы музея временно остановленной энергетикой сцены.

IMG_8079

Самый значимый подарок родному театру кукол «Гулливер» в эти дни преподнесла заведующая его литературной частью Татьяна Андреева в виде книги «Призвание нести свет…». На ее презентации в библиотеке имени Югова звучало немало теплых слов об актерах, прославивших «Гулливер» за пределами города и страны, а воспоминания о самых трогательных моментах истории театра даже вызвали слезы на глазах тех, кто эту историю творил. Книга, пока только в электронном варианте, досталась в подарок всем присутствующим. «Это рассказ о судьбе и творческих путях «Гулливера» и его команды, призвание которых – нести свет!» – отметила в своем вступительном слове к своеобразной театральной летописи Елена Летягина, директор театра.

За то, что актеры вносят ослепительно-живой свет духовности в нашу обыденную жизнь, организаторов фестиваля поблагодарило руководство города и области. На встречах с представителями театра кукол «Гулливер», членами жюри, гостями фестиваля «Мечта о полете» глава Кургана Павел Кожевников, а затем и врио главы региона Алексей Кокорин обсудили вопросы развития театрального движения и поддержки молодых талантов. Станислав Железкин присоединился к благодарности «Гулливера» за помощь, выделенную из муниципального бюджета в виде гранта главы города на проведение открытия фестиваля, выразив неподдельное удивление: «Это уникальный случай, что город не отстранился от фестиваля, как часто бывает в других регионах!».

Одним из основных лейтмотивов встреч с высокопоставленными лицами прозвучала и настоятельная просьба подарить «Гулливеру» новое здание. «Театр – одна из форм рекламы региона, средоточие духа города, его самобытности, центр эстетического и нравственного воспитания», – напомнили именитые гости.

По вечно набитому публикой залу «Гулливера» во все фестивальные дни было очевидно – искусству тут давно тесно, пора раздвигать границы!

Японские загадки

И все же вернемся к фестивалю. Он заметно возмужал, стал интереснее,  разнообразнее, представительнее, в него вместились разные жанры – от традиционного до салонного и пост-модерна, разные виды кукол – от марионеток и больших кукол, закрепляемых на теле кукловода, до кукол планшетных, пальчиковых, теневых… Куклами становились даже колени артистов, стоило на них приклеить усы, как в спектакле Азербайджана «Чанта-трио», и пристроить сверху гитару. Но одна интересная находка, увы, не вытянула спектакль до фестивального уровня, оставив его в разряде отличного варианта для корпоративов.

IMG_8671

Загадочная Япония оправдала ожидания изящной тайны и восточной тонкости, связав невесомые кружева из отношений актрисы и куклы. Театр «genre: Gray» показал Кургану два спектакля — «Хатэнаси» и «Рассказы памяти», создав уникальную и невесомую атмосферу на сцене, прозрачность дыхания, легкость пространства и бесконечный молчаливый диалог-дискуссию куклы и ее хозяйки. Кто из них важнее и реальнее? На большой сцене театра только актриса Мияко Куротани и ее белое отражение – кукла с хрупкими ручками и закрытыми глазами. Тишина, напряженная, гнетущая, – тоже участник действия, как и поздно возникающие звуки, слова… В бесконечном взаимодействии («хатенаси» переводится как «бесконечность») актриса вместо лица приобретает маску куклы, а кукла открывает глаза – неужели поединок человеком проигран?

У второго спектакля две рассказчицы, но они так же связаны с куклой или с маской неразделимой судьбой. Философские притчи о цикле времени и перевоплощений сыграны без слов – на одних гениальных плавных движениях и немых, но внутренне наполненных непобедимой мощью, эмоциях.

IMG_8995

Японские фантасмагории заслуженно принесли театру из страны восходящего солнца главный приз фестиваля — «за лучший спектакль».

Театр «Темпо» из Турции тоже подхватил тему отношений кукловода и кукольника в спектакле «Играть Бекета». В абсурдистском ключе отношения эти были доведены до крайней точки отчаяния.

Страх и ненависть «Сплина»

В фестивале участвовало сразу два театра из Германии – «Фигурентеатр Вильде и Фогель» из Лейпцига и «Маленький салонный театр Карла Гюнделя» из Дрездена.

Если салонный театр показал нам очень милую сказку «Волшебная флейта» на прекрасную музыку Моцарта, сдобренную огромным количеством задиристого юмора и взаимных подколок актера и актрисы, то «Фигурентеатр», представивший два спектакля (один стал немецко-русской сопродукцией – новая постановка «Гулливера» — «Panopticon») вызвал самые противоречивые реакции публики и массу дискуссий. Чувства, им извлеченные из душ зрителей, — от восторга и трепета до страха и полного неприятия.

Одно из зрительских мнений о «Паноптиконе», метафорично и выпукло показавших нам людей, живущих под множеством личин: «Без слов все намного интереснее и понятнее. В финале у меня появилось ощущение, что я людей презирать начинаю, — тех, кто живет, лицемеря. И я буду еще думать об этом спектакле, а это и есть то важное, что должно быть в театре» (Мария Стрельникова).

IMG_8066

Второй спектакль — «Сплин», созданный в качестве представления по стихам Бодлера и явивший, по словам режиссера Михаэля Фогеля, симбиоз музыки, поэзии, кукольного театра, некоторых зрителей потряс своей жестокостью и мрачным мировосприятием. Доводя до чисто физического отвращения, до слез боли и ужаса. Японская переводчица Хироко Кодзима, еще помнящая кошмары прошлой войны, призналась, что плакала, вспомнив о фашистских экспериментах над людьми. Такой ассоциативный ряд понятен при взгляде на кукол – страшных жертв невиданных пыток, монстров и плящущей смерти с высунутым кровавым языком. Смертные агонии, полуразложившиеся трупы, жестокие сценки и бьющая через край сцены безумная энергия актера, почти одержимость – не самое приятное из зрелищ. Но режиссер объясняет эту жуткую галерею образов реалиями жизни: «Мы отражаем то, что происходит в мире».

Однако я разделяю мнение искусствоведа, театрального критика Любови Кочариной: «У Фогеля патология – главный предмет исследования. Она – центр его внимания и он копается в этом, как в собственном пупке. И он так счастлив, что может обнаружить этот пупок за Уральской грядой, и не только у себя.  Он очень опасен этот вирус, особенно для молодых – вирус выкапывания в себе тайных пороков. У Фогеля драматургии нет вообще. Спектакль сделан не о чем и не зачем. Как сказал Валерий Тодоровский о современном европейском исскустве: «Дерьмо, высосанное из пальца. Вот он его вытащил, положил на ладошку, обнюхивает, осматривает и говорит: «Надо же, я не один такой урод! Все кругом такие же!». И для меня было оскорбительно, что наш вечный текст из Толстого, который вдохновлял Хэмингуэя, современных драматургов и много кого еще, для него не значит ничего, просто утопает в его сливном бачке. Его волнует только уродство мира».

При этом слаженность супружеской четы Вильде и Фогеля жюри отметило призом «за лучший актерский ансамбль».

А свет надежды – самый лучистый и искренний – публике подарил веселый спектакль-наблюдение греческого театра «Nevma». Афинская актриса Евангелия Никифору сыграла кукольный образ милой старушки, заводящей тесто и предающейся воспоминаниям счастливой молодости. Бабушка сохранила в себе и невинное девичье кокетство, и любовь к танцам, озорство и шаловливость, так забавно сочетающиеся со старческой неуклюжестью тела, все еще помнящего и горячие объятия, и движения народных танцев.

Этот образ актриса срисовала когда-то со своей любимой бабушки, а  спектакль в Кургане стал для нее особенным признанием в любви ее героине, ведь бабушка умерла за два дня до фестивального выступления внучки.

Лично мне ближе такой театр – несущий свет и энергию чистой любви, возвышающий и взывающий к лучшему в человеке.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *