Гастроли Кемеровского театра драмы завершились шоковой терапией

DSC_3636

Гостей из Кемерово провожали бурными овациями, подарив им цветы и  огромный торт  

Вот и еще одно театральное знакомство для курганских зрителей можно признать удачным. Гастроли Кемеровского театра драмы закончились аншлагом, спектаклем-провокацией и бурными овациями.

Труппа театра все пять дней демонстрировала нам свое мастерство и хорошо слаженную ансамблевость как в комических сценах, так и в драматических, порой трагических постановках. Труппа часто и звучала как ансамбль – многоголосый, вокально одаренный, — то в стиле тюремный шансон, то в жанре задушевной русской песни, то в модном молодежном стиле хип-хоп или раскачивая действие на волнах джазовых экспериментов. Яркая музыкальность стала одной из самых запоминающихся характеристик театра.

Актеры еще на пресс-конференции заметили, что, к сожалению, избаловали своего зрителя комедиями. Три самых броских комедийных спектакля, что называется, делающих кассу, они привезли и в Курган. И судя по заполненности зала, наши зрители тоже грешат тягой к легким и беззаботным зрелищам, предпочитая смехотерапию напряженной работе души.

Сюжет комедии «Шикарная свадьба» как в любой комедии положений предельно запутывает отношения героев и их роли – непонятно кто кого любит, с кем встречается и на ком в конце концов женится. Постановка не очень отличается от большинства подобных пьес изобретательностью и глубиной, поэтому артистам приходится извлекать из собственных ресурсов обаяние и кураж, энергию и талант. И с задачей насмешить зрителя они блестяще справляются, отыграв очень динамичный и хулиганистый спектакль с интересными и выпукло уморительными персонажами. В финале свадебный букет полетел со сцены в зал и достался мужчине, а кемеровцев наградили бурей оваций и массой комплиментов.

IMG_8173

У «Записок из Мертвого дома» по произведению Достоевского путь к сердцам зрителей оказался посложнее: и текст, и отношения героев переполнены страданием, неизбежностью трагического конца, на сцене царит напряженная атмосфера и суровая реальность каторги.

DSC_3530

Безумная страсть и ревность – причина преступлений главных героев. Они и есть настоящие кандалы и вериги узников, переживших самые тяжелые моменты своей жизни на свободе, а не в тюрьме. Режиссер из Финляндии Камран Шахмардан построил спектакль в форме тюремного шансона (как наши «Очи черные» — ресторанный романс) – сцены из жизни героев сменяются музыкальными номерами – иллюстрациями к действию. Порой тягучему, надсадному, порой жестокому, чрезмерно экспрессивному.

DSC_3612

Исполнители персонажей Акульки (Дарья Мартышина), Фильки (Михаил Быков) и Ивана (его играет наш земляк Тимофей Шилов) – актеры характерные, разноплановые, мастерски показавшие себя и в других постановках во всех амплуа — от комического до трагического.

Порой спектаклю, кажется, не хватает динамики, как и семейной истории «Саня, Ваня, с ними Римас» авторства современного драматурга Гуркина (он же сочинил смешную и сентиментальную историю «Любовь и голуби»), но обе постановки взывают к чувствам сострадания, прощения и любви.

DSC_3648

В «Записках» на славу потрудились художник и сценограф: почти в полном составе участвующая в спектакле труппа выходит на перекличку каторжан (под своими именами!) и надевает тюремные робы, висящие над сценой на цепях.

В обоих спектаклях режиссеры используют видеопроектор, но он создает фон – с атмосферой времени, места, с кадрами видеохроники второй мировой войны (в спектакле «Саня, Ваня, с ними Римас»), ненавязчивый, уместный, и потому не вызывающий раздражения, как в большинстве современных спектаклей, где, кажется, только мешает действию.

Великолепно играли актеры и в истории Гуркина о людях, прошедших через пекло войны и сохранивших любящую душу, сострадательное сердце. Любовный треугольник, трогательно и с нервом сыгранный тем же Тимофеем Шиловым, актерами Натальей и Александром Измайловыми, — не единственная актерская удача спектакля.

Ольга Пирожкова, сотрудник художественного музея, отметила: «Все спектакли Кемеровского театра берут зрителя за живое своей энергетикой. Тем, что продумано все до мелочей – и в режиссуре, и в работе художника, тем, как выстроены звук, свет… Музыкальное оформление, мне кажется, играет в этих спектаклях очень важную роль, поскольку музыкальные лейтмотивы держат, словно стержень, сюжет спектаклей, придают ему различные смысловые нюансы.

В наше время это не ново, но музыкальная линия подана очень свежо. И актерский состав достаточно сильный. Нельзя сказать, что есть только один или два лидера. На мой взгляд, там практически каждый артист может играть как главную роль, так и эпизод. Посмотрев начало гастролей Новокузнецка и спектакли Томска, могу сказать, что лично для меня Кемеровский театр стал самым интересным из представленных коллективов».

Незамысловатая, с неправдоподобным сюжетом комедия «Боинг-Боинг» о французском дизайнере, крутившем романы одновременно с тремя стюардессами крупнейших мировых авиакомпаний, не стала откровением, но еще раз убедила в комедийном таланте кемеровцев.

А вот анонсировавшийся как самый провокационный, скандальный и жесткий спектакль «Тестостерон» вызвал у курганцев невиданный ажиотаж – билеты на него смели молниеносно, в зале не было свободных мест. Почему-то пришла и консервативная публика, не признающая отклонения от строгих догм классического театра. Они поспешили покинуть зал после первых грубых реплик героев, как оскорбленные невинные девицы, словно заранее не знали, что их ожидает.

DSC_3706

«Тестостерон» по пьесе Анджея Сарамоновича — более брутальный польский вариант истории «О чем говорят мужчины». Говорят они о неистребимости своих инстинктов, о ненависти и боли, об обидах на женщин и претензиях к слабому полу. Но говорят, как это и бывает в сугубо мужских компаниях, с терпким словцом, с затрещиной сопернику-обидчику, с шутками на тему половых взаимоотношений. Иногда на грани  пошлости, но не за гранью. И в то же время искренне, от души рассказывают истории своей любви, несложившейся жизни. В перерывах между эмоциональными взрывами поют все тот же шансон, читают рэп, а то и вовсе сбацают хором что-то отвязное, живое, безбашенное.

DSC_3741

И как бы не хорохорились герои в первом действии, ближе к финалу комедии-драмы оказывается, что им не чужда сентиментальность, жажда любви и взаимопонимания, и не только инстинктами движим мужчина. Конец получается светлый, обнадеживающий, зрители уходят в настроении приподнятом и с чувством умиротворенности. Вот такой неожиданный итог  шоковой терапии.

DSC_3704

Те, что не поспешили покинуть зал в первые минуты спектакля, стоя аплодировали великолепной игре актеров и кричали «браво». Коллеги-журналисты сошлись в мнении, что это вообще самый сильный спектакль кемеровских гастролей и по игре, и по энергетике, и по мощности посыла.

В завершение гастролей труппа получила от Курганского театра драмы сладкий презент – огромный торт, а от зрителей горячую порцию любви и признания.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *