Актёры Курганского театра драмы вернулись с гастролей и фестивалей

balzaminov

Публика шести городов горячо аплодировала нашим спектаклям

В прежние времена театральные гастроли для Курганского театра драмы были делом обычным. Старожилы театра с ностальгией вспоминают, как гастролировали по другим городам в течение двух месяцев подряд. А театральная молодежь только в этом году приобщилась к передвижной жизни и вкусила все радости открытия новой аудитории, освоения новых пространств для раскрытия своего творческого потенциала.

Да что и говорить – Год культуры выдался для труппы нашего театра необычайно насыщенным по количеству поездок: гастроли с детскими спектаклями в Тюмени, участие в двух фестивалях («Ново-Сибирский транзит» и «Коляда-Plays») и в грандиозном проекте «Театральные просторы», где курганским артистам довелось выступить на сценах трех городов – Новокузнецка, Томска и Кемерово. Последним в программе выездной эпопеи числился Екатеринбург с фестивалем современной уральской драматургии «Коляда-Plays», где курганцы показали свою нашумевшую постановку «Очи черные» и хотя наград не привезли, но публике (что куда важнее оценок жюри) в душу запали – артистам долго и горячо аплодировали стоя.

Почти сразу по возвращении труппы театра домой мы встретились с участниками гастролей, чтобы узнать все подробности их путешествия и впечатления от встреч с новой публикой. Артисты рассказали, что гастроли как проверка для театра и профессионализма, труппы можно считать удавшимися.

— Это время проверило и труппу, и зрителей, их отношение, их понимание, их свежий взгляд, – отметил актер Сергей Назимов. – В это прекрасное время мы жили как попугаи-неразлучники все вместе в одной гостинице. В Томске у нас даже была общая кухня, где мы все что-то готовили бок о бок. Единственный минус: выяснилось, что на сегодняшний день театр не очень готов к длительным поездкам в техническом плане. Техникам надо отдать должное: они выкладывались по полной, им пришлось очень тяжело, работали по ночам – разбирали декорации вечернего спектакля и тут же собирали декорации для утренней сказки, грузили фуры. Наши молодые актеры – молодцы, они помогали монтировщикам. Иначе им было бы не управиться.

Екатерина Горяева: Еще в Кемерово и Томске была аномальная жара. Невозможно было на сцену выходить, не везде есть кондиционеры на сцене и в зале.

– Тогда в чем выгоды и плюсы гастролей?

Сергей Назимов: Мы имели возможность узнать и почувствовать другого зрителя. Некоторые из них даже не знали про Курган, а потом удивлялись, что у нас тут такая замечательная, мощная, сильная труппа. Профессиональная, хорошо сработанная, хорошо организованная. Это, конечно, возлагало на нас определенную ответственность.

Горяева: Сама наша работа предполагает новый взгляд на действительность, и нам хочется новой реакции. Мы можем предугадать реакцию своих зрителей, а в Екатеринбурге на «Очах» были совершенно неожиданные реакции.

Назимов: И в Кемерово, и в Томске тоже. Однажды из зала вышел мужчина и громко возмущался: «Что вы на нашей Томской сцене какую-то порнографию показываете?! У нас старинный патриархальный город!».

Есть люди, которые не все воспринимают адекватно. Я понимаю, что это люди старой формации, но время-то уже другое. Они привыкли к классическому прочтению, к книжному реализму, а он не совпадает с реализмом, который режиссеры предлагают на сегодняшний день. И люди заблуждаются, когда, приходя на спектакль, желают увидеть то, что видели в своем прочтении книги. И когда это прочтение не совпадает с их личным взглядом, они начинают возмущаться.

DSCN0148=

Горяева: Это единичные случаи, конечно. В основном нас принимали очень тепло.

Назимов: Плохо, если бы их не было, таких случаев. Прекрасно, что есть разночтения. Это нам не мешало, наоборот – подстегивало. Мы открывали для себя и таких ценителей искусства, которым надо было привозить классику, поставленную 20 лет назад. Тогда бы они смотрели ее умиленно.

Горяева: В том же Томске слышала, что были зрители, которые хотели уйти после первого акта, но остались и признавались затем билетерам: «Мы нисколько не пожалели, что остались! Мы теперь поняли, ради чего все это было».

Сергей Жураковский: Это серьезная проверка для театра – сумеешь или нет не только своего зрителя зацепить, увлечь, но и совершенно незнакомого. Было интересно слушать реакцию публики. Для меня лучшими зрителями оказались новокузнецкие – настолько добрые, понимающие, получавшие искреннее удовольствие от всего происходящего на сцене. Хотя и в других городах тоже замечательная публика.

Назимов: В Новокузнецке был очень театральный зритель, и сам театр отреставрирован, такое ощущение, что намоленный зал. Дети на сказке поднимались на сцену, благодарили артистов и дарили им конфеты. Держат какой-нибудь сникерс в руке, он растаял за время спектакля, потом его дарят – очень трогательно. Они всех поздравляли и всем дарили конфеты. Этот город потряс меня таким удивительным приемом. А в Кемерово сначала было ощущение, что есть какая-то стена, зрители сначала к нам осторожно присматривались. Но зато потом они нас одарили грандиозными аплодисментами, долго не отпускали.

– Не обидно, что вам не дали приз на фестивале «Коляда-Plays», ведь в прошлый раз курганский театр взял там Гран-при?  

Назимов: Не обидно. Мы не ехали с целью: «Ах, обязательно приз!». Выехать куда-то в другой город на фестиваль, где тебя принимают, размещают в гостинице, кормят, да еще мы спектакль играем, знакомимся с журналистами и коллегами из других театров – это же прекрасно! Второй раз нас пригласили на этот фестиваль. Четыре года назад наш театр приезжал со спектаклем «Леди Макбет Мценского уезда» также по пьесе Ярославы Пулинович в постановке Анны Бабановой. И вот мы снова показывали там спектакль тех же авторов – «Очи черные».

Обид нет, мы же знаем, как создавался спектакль, каким потом и кровью. Анна Владиславовна Бабанова сделала хороший спектакль, и у моих коллег там очень много хороших, честных и очень грамотных работ. Ребята не жалеют себя, они тратят себя, срывают голоса.

Мы выступали на сцене театра кукол, хотя зал камерный, всего на 150 мест, и не был рассчитан на такое зрелище.

Горяева: Но публика аплодировала стоя на всех наших спектаклях.

Жураковский: Главное, что спектакль очень понравился зрителю, он уходил довольным. Это и есть самая высокая для нас награда.

Горяева: Мой педагог приходила на «Очи черные» и сказала, что у нас замечательный спектакль. На этот спектакль специально приехали за нами две поклонницы из Кургана – мама с дочкой, которые не пропускают ни одной постановки в нашем театре.

Назимов: После первого акта на улицу к актерам выскочила зрительница, не могла сдержать эмоций – благодарила нас взахлеб.

От себя лично могу добавить, что и главному человеку на фестивале, его устроителю, режиссеру Николаю Коляде наш спектакль пришелся по душе. В интервью прессе он отметил его среди лучших: «В этом году было так много хороших спектаклей! Я просто потрясен! Спектакль «Жанна» из Барнаула по пьесе Ярославы Пулинович, спектакль «Очи черные» из Кургана – замечательный спектакль! Спектакль из Кокчетава Акмолинского русского драматического театра по моей пьесе «Сказка о мертвой царевне», детский спектакль по пьесе Дмитрия Войдака…  Один другого лучше. Мы с жюри так ругались по поводу, кого наградить, была настоящая зубодробительная история».

Наполненные новым опытом, впечатлениями от встреч, экскурсий, общения, курганские артисты надеются, что такая практика выездов на гастроли не закончится вместе с Годом культуры.

– Культуру нельзя только один год культивировать и лишь в течение одного года помогать ей, – отметил Сергей Назимов. – Это ведь не раз и навсегда застывшая форма, тут должна быть постоянная работа, постоянное повышение интеллектуального уровня, насыщение новыми эмоциями, знаниями. И по-хорошему, актеру надо поработать хотя бы 2-3 сезона в другом театре. Это опыт, который очень много дает. Сейчас ведь артистом никто не занимается, не воспитывает его. А гастроли дают возможность по-новому увидеть себя, еще раз проанализировать свою работу.

Сезон окончен, труппа уходит в отпуск. А мы, зрители желаем им хорошо отдохнуть, и будем ждать нового, не менее яркого и насыщенного театрального сезона.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *