Метеор из 60-х

IMG_2192

Художника помнят молодым

Когда на открытии персональной выставки Александра Петухова (1939-1976) сказано было, что это художник мирового уровня, никто не удивился, не посчитал эти слова слишком громкими для тихих залов провинциального художественного музея.

Уже в начале 70-х годов горячее искусство Александра Петухова содержало в себе все линии, по которым развивалась и до сих пор развивается художественная культура нашего края. И не только нашего. Петухов – действительно фигура очень большого масштаба, фигура знаковая. На этом сходятся все. И творческая ревность самых лучших наших живописцев, работающих плодотворно и ныне, почтительно отступает перед его полотнами и талантом в сторону. Петухов всех примиряет, удивляет, поражает…

Когда, спасая сына, он погиб в 1976 году, ему не было еще и тридцати семи, а активной творческой жизни ему было отмерено всего-то 12-13 лет. Но как много успел! Только в фондах нашего областного художественного музея хранится около 450 произведений Петухова. А сколько работ осело в частных коллекциях, сколько попало в музеи других городов. Петухов – участник более 70 выставок в нашей стране и за рубежом – на Кубе, в Болгарии, Корее, Монголии, Югославии… С оглушающим эффектом прошли в 1978 году посмертные выставки Александра Петухова в Кургане и Москве, в Центральном Доме художников.

Александр Михайлович Петухов родился в 1939 году в селе Дианово Белозерского района. Учился в Свердловском художественном училище. Членом Союза художников стал в 28 лет, с 1971 по 1973 год возглавлял Курганскую организацию СХ, был делегатом двух съездов Союза художников. Обо всем этом легко прочитать в любом справочном издании о наших художниках. Не прочитаны до сих пор лишь философские и художественные загадки, которые загадал своим творчеством огненный (в смысле темперамента) живописец. Александр Петухов не разгадан.

Нынешняя выставка в областном художественном музее посвящена предстоящему в августе 75-летию художника. Это та часть его творчества, которая как раз лучше всего говорит о масштабе его таланта. Выступивший на вернисаже заслуженный художник РФ Вячеслав Пичугин назвал Петухова небесным явлением, метеором, появившимся и сгоревшим. «До сих пор, — продолжал Пичугин, — для нас, художников, он остается примером отношения к работе и служения искусству». «При этом, — добавляет народный художник России Герман Травников, — Петухова постоянно мучили сомнения в правильности избранного пути. Нам уже по 30 лет, а что мы сделали?»

По тридцать им было в конце 60-х. Время кажущейся свободы и несбывшихся впоследствии надежд, связанных с этой свободой. Время пестовало таланты и убивало их. Время спорило с ними, а они с ним. Все соткано из противоречий.

IMG_2182=

Прекрасным дополнением к экспозиции служит живописная работа Николая Година, посвященная памяти Александра Петухова, в которую автор вписал бокал красного вина. Это кровь тех же 60-х. И еще нам помогает понять и время, и личность Петухова целая галерея фотопортретов художника в объективе Анатолия Удачина. На этих фотографиях Александр Петухов изображен нежным отцом, озорным мальчишкой, молодым философом, мастеровым, словно оценивающим себя и свою работу… Кто-то заметил, что Петухов на этих снимках похож на Александра Вампилова. Ну, конечно, конечно! Но не только непослушной шевелюрой, азиатским разрезом глаз и скуластостью. Но и всей своей жизнью и даже трагически одинаковой смертью. И творчеством, напряженностью этого творчества, вызовом на поединок со временем. Сравните «Прошлым летом в Чулимске» из-под пера Вампилова и красно-синий «Вечер» из-под кисти Петухова. То же очарование убогой провинции, та же душевная усталость, то же обещание чего-то высокого (на полотне видим афишу сельского клуба: «Сегодня кино «Гамлет»), то же напряженное предчувствие какой-то беды.

Литературная «подкладка» творчества Александра Петухова наверняка порождена дружбой художника с нашими лучшими писателями – поэтом Алексеем Ерацевым и прозаиком Вячеславом Веселовым. Это была дружба взаимовлияния. У Еранцева и Веселова полно художественных мотивов, а с любой работы Петухова можно «списывать» рассказ, стихотворение, притчу. Или сказку, с карельских акварелей, например. Рядом с упомянутым «Вечером» видим «Утро» (1976 год), по жанру – лирическая новелла. Вставной новеллой воспринимается совершенно нереальный пейзаж в знаменитом натюрморте с дрелью, а пятипалое черное пятно в не менее известном «Натюрморте с перчаткой» брошено словно вызов всем канонам жанра и всем ученым искусствоведам.

Девичий портрет «18 лет», портреты художника Моисеенко в историческом одеянии и писателя Веселова в модной жилетке, размещенные создателями экспозиции рядом, вызывают эффект неожиданно дружного триптиха. Но все так же печален в своем «революционном» одиночестве образ зауральского поэта конца ХIХ – начала ХХ веков Кондратия Худякова.

Небольшая -т всего 20 живописных полотен и 25 графических листов, но емкая юбилейная выставка художника Александра Петухова ведет нас от зауральских пейзажей к  таджикской темпере, карельским и прибалтийским акварелям, от странных натюрмортов к огромным тематическим картинам, от полотна к полотну по цепочке художественных исканий автора. В конце концов все это богатство стягивает лучи нашего зрения к огромной голове со взглядом исподлобья, пронизывающим тебя своей мощью насквозь — «Автопортрет». Автор мрачновато будто спрашивает нас: «Ну, как вы там в ХХI веке? А я не устарел?»

Отвечаем. «По-разному мы в ХХI веке, и, вряд ли, мы стали лучше. А художник Петухов не устарел. Помним его молодым. И любим».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *