Великому комику Пьеру Ришару исполняется 80 лет

Пьер-Ришар-copy

Эксклюзивное интервью нашего корреспондента со звездой французского кинематографа

Сегодня всемирно известному Высокому блондину исполняется 80 лет! В это невозможно поверить! Пьер Ришар – любимец российской публики, легенда французского кинематографа, веселый комик с грустными глазами — все так же фантастически полон сил и неистощим на выдумки. Мощи его таланта могут завидовать молодые – он способен одним взглядом, жестом довести зал до гомерического хохота.

И я, к счастью, была тому очевидцем. Мне повезло побывать не только на спектакле великого актера и режиссера, но и …поработать с одной из самых ярких звезд Франции.

 

Навстречу приключениям

Случилось это весной 2011 года, когда знаменитый француз путешествовал по России со своим моноспектаклем «Пьеру Ришару. До востребования». Маршрут его турне впервые пролегал и через уральские города, так что я не преминула воспользоваться возможностью увидеть кумира детства. Раздобыв телефон организаторов, я поинтересовалась, возможно ли взять интервью у Ришара. Тем более что в помощи переводчиков я не нуждалась. На что мне поступило встречное, совершенно неожиданное предложение – поработать у него тем самым переводчиком (совершенно бесплатно, конечно), а, значит, интервью могло стать само собой разумеющимся бонусом. Ох, если бы я только могла заранее знать, в какую переделку я попаду! Приключение из числа тех, по мотивам которых как раз и снимаются комедии, в которых играл Пьер Ришар. Сюжет получился криминально-гротесковым, местами откровенно фарсовым, но для главных персонажей – меня и французов – не очень веселый. Зато я могу с точностью сказать, что Франсуа Перрен – главный герой «Игрушки» и Пьер Ришар – одно и то же лицо, их характеры очень похожи. И актер обладает чертами настоящего бунтаря и рыцаря – ему присущи та же честность, чувство справедливости, смелость и благородство, а также готовность всегда прийти на выручку тем, кто нуждается в его защите.

Не буду пересказывать все перепетии моих приключений (это, возможно, сюжет для будущих мемуаров или для сценария новой комедии), но приведу только парочку фактов. Когда организаторы гастролей предложили Пьеру Ришару отправиться на торжественный ужин на дачу к губернатору, взяв с собой только менеджера и сына Оливье, а остальным французам предлагалось провести время в гостиничных номерах, актер ответил возмущенным отказом: «Мы – одна команда, у нас в коллективе нет никакой иерархии! Или едут все, или никто!». Да и высокие чины для Ришара никогда не были в чести: «Мне не важно, какой пост человек занимает, я никогда не любил сидеть за чьим-то столом в качестве «свадебного генерала»».

Уговорить звезду изменить решение и оставить своих коллег организаторы так и не смогли: знаменитый комик отправился вместе со всеми в гостиницу и даже занял общую очередь в буфет за обычной котлетой (поскольку стол для французов тут не заказывали). Ужин французам, конечно, тут же организовали, но настроение у звезды «Невезучих» и «Укола зонтиком» было порядком испорчено. Месье Ришар пригласил меня за их столик и, держась за мое запястье, долго жаловался на специфику русского шоу-бизнеса с его преклонением перед великими мира сего и пренебрежением к простым смертным.

Я сама оказалась жертвой подобной ситуации, и когда меня не захотели пустить на спектакль под надуманными предлогами (как много я тогда узнала о интригах и зависти отечественного шоу-биза!), то месье Ришар и его друзья защищали меня с яростью тигров. Пьер Ришар даже отказался выходить на сцену, пока мне не дадут лучшее место в зале как его личной гостье. Билет мне вынесли с извинениями, так что все закончилось хэппи-эндом, и я посмотрела один из лучших спектаклей, которые когда-либо видела, и в исполнении действительно гениального актера.

 

«Спектакль для меня – акт любви!»

Перед спектаклем нам удалось пообщаться с актером. И тут я тоже заметила немало совпадений в чертах месье Ришара и его чудаковатых, рассеянных и таких обаятельных персонажах. Как-то он признавался: «То, что я делаю в кино, — автобиографично. Это, стало быть, означает, что я тот самый рассеянный, застенчивый человек, которого играю». В начале интервью у него начал звонить будильник в телефоне и он никак не мог справиться с сигналом, смешно всплескивая руками, хохоча и призывая своего менеджера на помощь. Рассказал, что все время что-то теряет или забывает: ключи, телефоны, а в Москве даже оставил в самолете свой паспорт.

– Месье Ришар, как часто Вы бываете в России? Что привлекает Вас в нашей стране?

– Наверное, я здесь уже раз в 15-й. Я был почти везде в России: в Москве, Санкт-Петербурге, Ханты-Мансийске, Нижнем Новгороде, Владивостоке, Екатеринбурге, Новосибирске… Приезжал по приглашениям, выступал в театре, сам снимал документальный фильм. Я очень люблю русский народ. И я знаю, что русский народ меня очень любит. Я очень тронут этой привязанностью, которую выказывают мне русские люди. Это делает меня счастливым, я тронут и взволнован неизменно горячим приемом вашей публики. Везде – в театре во время спектакля или просто на улице. Любой актер любит быть обласканным публикой и если он любим, он всегда готов возвращать эту любовь сторицей. Возможно, дело в моих персонажах, они такие же, как русские люди, чуткие, отзывчивые, очень чувствительные.

– Вы говорили, что в прошлый приезд посетили Великий Устюг и встретились с Дедом Морозом…

– Да! Ваш Дед Мороз – очень необычный персонаж. Он ничуть не похож на нашего Пэра Ноэля. Дед Мороз гораздо харизматичней. Во Франции же он скорее коммерческий персонаж и для детей, и для родителей, такой бизнес-проект. А тут я видел, как Дед Мороз общался с детьми, как они много играли, разговаривали, дискутировали. У Деда Мороза с ними духовная, дружеская связь, он по-настоящему присутствует в жизни детей. Это не бренд для продажи того или иного товара. И мне кажется это удивительным.

– Вы что-нибудь у него попросили?

– Подольше жить (смеется). А вообще я думаю, что его мало интересуют мои просьбы.

– У Вас есть любимые роли?

– У меня их так много, я даже не помню все! Обожаю «Игрушку», это мой любимый фильм! Очень люблю роль в грузинском фильме режиссера Наны Джорджадзе «Тысяча и один рецепт из меню влюбленного повара»… Я также люблю «Невезучие» с Жераром Депардье. Это не самая лучшая, но одна из первых и дорогих мне работ с режиссером Вебером. Еще я снялся недавно в фильме «Совместная жизнь» с участием Джейн Фонда и Джеральдин Чаплин.

– Какие роли Вам сейчас предлагают чаще – комические или драматические?

– Оба варианта, как я и люблю.

– Но Вы и сами еще снимаете кино?

– Это очень долгая и утомительная работа. Самому снимать фильм или ставить спектакль трудно физически. Когда у меня появляется больше времени, я предпочитаю сниматься в кино, играть в театре или уезжаю на каникулы. Я не хочу все время работать как сумасшедший.

– Я знаю, что Вы также поете…

– Я пою только чтобы поразвлечься. Да, я иногда записываю песни, меня это развлекает. Просто чтобы повеселиться, посмеяться. Меня часто приглашают спеть на телевидении или записать песню, но я не люблю телевидение и я не певец!

– А почему Вам не нравится телевидение?

– В основном, потому что я – человек кино. Кинотеатр для меня – это общность между зрителями. В кино я благодарен публике, которая приходит на фильм, несмотря на дождь или холод на улице. Люди надевают пальто, берут машину, стоят в очереди, чтобы посмотреть фильм в кинотеатре. В кино у нас общие эмоции, когда все зрители взволнованы или когда все вместе смеются. Это так необыкновенно!

У телевидения нет такой объединяющей составляющей. Каждый смотрит его в своей комнате, отдельно от остальных. Ты можешь выйти в туалет, перекусить, нет того, что удерживало тебя в кинотеатре – того внимания, вслушиваемости, общности, затаенности дыхания. Но я не против телевидения, ведь я там тоже часто появляюсь (смеется). И там тоже случаются фантастические вещи, есть хорошие передачи. Но так как я человек кино, я предпочитаю кино.

– А меня притягивает совершенно особая энергия спектакля, когда он, конечно, талантливо поставлен и сыгран…

– Да, я люблю энергию спектакля. Это как акт любви.

– Какие жанры фильмов Вы предпочитаете? У Вас есть любимое кино?

– Мне нравится эклектика жанров. Люблю советско-японский фильм

«Дерсу Узала» и часто его вспоминаю, когда проезжаю на поезде по русским просторам, поскольку его действие происходит в Сибири. Люблю фильмы с участием Бельмондо и Аль Пачино. А первой моей любовью были фильмы с великим Чарли Чаплиным.

– Месье Ришар, а какую музыку Вы любите слушать?

– Любимая музыка – джаз. Я часто потихоньку его насвистываю. Я вообще очень люблю музыку и танцы. В танцах я даже преуспел больше, чем в пении. Я очень хорошо раньше танцевал, занимался в балетной школе, так что скорее я – танцор, чем певец.

– Вы еще танцуете?

– Ну, в моем возрасте намного меньше (смеется).

– Однако Вы очень энергичны. Вы наверняка занимаетесь спортом?

– Да, я еще тот спортсмен! Очень люблю лыжи и теннис.

– У Вас огромное количество талантов – актер, режиссер, сценарист, певец, танцор, писатель, винодел… А по примеру многих французов и Дюма-отца, в том числе, обладаете ли Вы кулинарными способностями?

– Нет, я не готовлю сам, но я гурман. Моя жена бразильянка Сейла превосходно готовит как французские, так и бразильские блюда. А сейчас как раз самое время пообедать! (смеется).

 

Письма актеру – повод для пьесы

Его очень человечный, полный великолепного чувства юмора и светлой меланхолии спектакль «Пьеру Ришару. До востребования» абсолютно автобиографичен. Это смешные и трогательные письма актеру со всех концов света и его такие же смешные ответы, разыгранные им дурацкие и комические ситуации.

Ему пишут фанаты, студенты, сумасшедшие, амбициозные политики, начинающие театральные режиссеры, самоубийцы, ясновидящие, девицы, присылающие откровенные фотографии… Ответы Ришар складываются в его забавный автопортрет, помноженный на анекдоты и театральные байки о встречах со знаменитостями. Он по-доброму иронизирует над знаменитым шарфом Шарля Азнавура, энергично жестикулирует, прыгает и падает, в разных лицах рассказывая о незадавшейся постановке трагедии Шекспира, стремительно превратившейся в уморительную комедию. И мудро рассуждает о печальных сторонах жизни, с грустью вспоминая ушедших в мир иной друзей.

В обоих своих амплуа – комика и трагика – Ришар гениален. Даже если бы на экране не шел перевод на русский язык, зал все равно бы лежал, задыхаясь от хохота. Музыкальное сопровождение его монологу обеспечил сын Оливье Дефей, который весь вечер играл на саксофоне изумительный джаз.

Стоит ли говорить, что овации не стихали очень долго! Спасибо Вам, месье Ришар, и с днем рождения!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *