В Кургане завершился V Всероссийский фестиваль имени Д.Д. Шостаковича

IMG_8142

Блестящим его финалом стало выступление пианиста Александра Лубянцева

Один из самых престижных среди музыкантов Международный конкурс имени П.И. Чайковского открывает новые имена. И до тех пор, пока молодые звезды не превратились в маститых музыкантов с мировым гастрольным графиком, расписанным на года вперед, у жителей Кургана есть возможность насладиться блестящим фортепианным исполнением. С концерта Александра Лубянцева, закрывавшего V Всероссийский музыкальный фестиваль имени Д.Д. Шостаковича, меломаны выходили со словами: «Такого Шопена мы в Кургане не слышали давно!».

В 2007 году музыкант стал бронзовым призером конкурса Чайковского. Следующий конкурс сделал Александра центром всеобщего внимания. Тогда пресса и зрители категорически не согласились с жюри, не пропустившим пианиста в финал, и учредили свою премию – независимый музыкальный «Приз критики». Такого, признаться, за всю историю конкурса не бывало. Вокруг Лубянцева разразились споры, которые впоследствии еще долго не утихали на музыкальных форумах: одни сравнивали его игру с игрой Рихтера и Плетнева, другие называли набором штампов. Когда все это читаешь, понимаешь, что музыкальные «олимпийские игры» также вне политики, увы, только на словах.

Конечно, до этого были множественные победы на других конкурсах, участие в фестивалях, интересные проекты и зарубежные гастроли. В качестве солиста Лубянцев выступал с различными оркестрами под руководством таких дирижеров, как Кристоф Поппен, Максим Федотов, Янош Фюрст, Сергей Ролдугин, Владимир Стачинский, Владимир Спиваков и Джанандреа Нозеда. Александр из семьи музыкантов: мама — пианистка, папа – дирижер, четыре сестры: две младшие – флейтистка и скрипачка, и две старшие — тоже пианистки.

Приписываемое журналистами сравнение с Алешей Карамазовым музыкант отвергает… Но отделаться от этого образа во время общения с ним мне так и не удалось. Уж очень похож простотой и искренностью и особенным светлым обаянием… Это человек, который абсолютно не пытается «казаться», он с легкостью признается, что «Братьев Карамазовых» впервые прочитал с подачи журналистов, и так же легко делится после концерта своими образами и впечатлениями от музыки Прокофьева (Соната № 7): «Вторая часть о том, как хорошо в теплой постельке».

Во всем чувствуется любовь — к музыке, к людям, к жизни. Совсем не удивляешься, узнав, что дома у него живет с десяток кошек, а на гастроли он с собой возит любимый самокат. В свободное время занимается моделированием одежды и… трейдингом (игра на бирже валют). «Конечно, не слишком удачно», — замечает он не без самоиронии.

Александр приехал в Курган за два дня до концерта, специально, чтобы была возможность порепетировать в спокойной обстановке. Музыкант признался, что вся программа была для него премьерной, а Прокофьева он играл впервые в жизни. И как играл! В исполнении Седьмой сонаты чувствовалась глубокая лирическая нота.

Среди зрителей, правда, нашлись те, кого удивило соединение в рамках одной программы Баха, Шопена и Прокофьева, но и они получили огромное наслаждение от виртуозной игры артиста.

— Сегодня я буду играть любимых авторов. Я не люблю контрастов в музыке, поэтому составлял программу по линейному принципу, — заметил пианист.
Это была восходящая линия, захватывающая, уносящая от земли куда-то ввысь. Каждая следующая композиция усиливала впечатление от предыдущей.
Но…, как говорится, о музыке можно писать только нотами, словами ее передать невозможно. Взаимоотношения человека и музыки интимны, у каждого она рождает свои образы и переживания. Однако поражает чудодейственность классики, то, как всякий раз она берет тебя за душу, стряхивает с нее налет повседневных забот и жизненных неурядиц, и остается только настоящее – стремление к прекрасному и счастье от прикосновения к нему.

Существует «Эффект Моцарта» или нет – споры на эту тему оставим ученым, но «Эффект Шопена», думаю, ощутил на себе каждый зритель филармонии в этот вечер: слушаешь прекрасное – становишься прекрасным. По счастью, нам дан легкий путь к душевному равновесию и гармонии – талантливое исполнение гениальной музыки. Хочется сохранить это состояние как можно дольше — дорогие и волнующие минуты…
Надо ли говорить, что овации и крики «браво!» не смолкали, публика не отпускала пианиста, получив в награду за теплый прием три этюда Шопена на бис. После концерта пианист, как будто совсем не чувствуя усталости, еще долго общался со зрителями, шутил, делился впечатлениями и планами на будущее. Оказалось, Александр — пишущий музыкант, автор нескольких пьес, а его соната вскоре будет исполнена на большой сцене. На просьбу «приезжайте к нам еще» с легкостью согласился: «А давайте!». С нетерпением будем ждать новой встречи!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *