Светлана Сурганова презентовала свой новый альбом «Игра в классики»
Солнечная певица с большим сердцем, создавшая когда-то свой собственный «надежды маленький оркестрик под управлением любви», Светлана Сурганова впервые дала концерт в Кургане. И сразу с дебютной программой «Игра в классики», которую наш город увидел первым. Для местных меломанов – большая радость и высокая честь, для самих музыкантов группы «Сурганова и оркестр», в этом году, действительно, принявшей очертания камерного оркестра, – большое волнение.
Встреча, к взаимному удовольствию, прошла в атмосфере праздника и очарования – музыкой, иронией, душевной теплотой главной исполнительницы, на время превратившейся в умелого дирижера. Все-таки, видимо, были когда-то у скрипачки Светы легкие амбиции помахать волшебной палочкой, управляя веером мелодий! Струнные царили на сцене, и иногда за свое альтер-эго – скрипку бралась и сама Светлана.
Песни с альбома исполнили точно по списку – начиная со старой, любимой «В этом городе фонарей», по-новому звучащей в оркестровом исполнении, и заканчивая обязательным бисом – в этот раз песней Петра Малаховского «Осеннее шоссе».
Но Сурганова не была бы тем озорным сорванцом, каким ее знают все поклонники, или, как она призналась мне в интервью после концерта, – «Пеппи Длинный чулок», если б не придумала что-нибудь бесшабашно-смешное. Добрую порцию юмора в серьезную классику (оттого и «игра в классики») добавил конферанс, превративший концерт в музыкальный спектакль. В роли концертмейстера – директор группы Елена Жукова (зачем актриса, если подручных талантов хватает?), приобретшая бутафорские формы роскошной женщины в красном платье, красных же туфлях и в блонд-парике из крупных буклей. Конферансье в стиле абсурда зачитывала «либретто» – бесконечные абракадабры заумных слов, своим большим пафосом отметая подозрения в какой-либо пафосности всего происходящего на сцене. К концу концерта-спектакля она превратилась просто в красивую женщину с гаммой поэтических чувств, отбросив притворство и бутафорию.
Сама же Светлана Сурганова разбередила души слушателей проникновенностью, страстью и болью своих композиций, раздарила залу лучистую свою улыбку и доказала, что «игра в классики» – это и серьезно, и весело одновременно.
– Так как, группа уже движется в сторону большого симфонического оркестра? – спросила я автора концерта-спектакля во время короткой пресс-конференции.
– Экспериментируем! Думаю, сначала в рамках квинтета и квартета надо хорошо себя проявить и прочувствовать. Кстати, автор прекрасных струнных аранжировок – Мария Савкина, это ее своеобразный дебют, – представила коллегу по сцене Светлана. – Аранжировки у Маши получились очень креативные, там очень интересные гармонические ступени. Кто любит и понимает музыку, послушав альбом в наушниках, обнаружит много приятных музыкальных находок. Маша — чудесный музыкант и очень талантливый автор собственного проекта «Планета VЭ». Помимо того, что она очень прилично играет на скрипке, она сочиняет свои песни, тексты, аранжировки. Ее «Планета VЭ» – абсолютно потусторонняя, фантастически прекрасная философская музыка. Мне очень нравится Машино творчество и очень нравится Машина гражданская позиция. В ее случае это не слова, а поступки, действия.
А по поводу больших оркестров – поживем-увидим. Почему бы нет?!
Выбор названия нового альбома Светлана объяснила… скромностью:
– Просто на какую-то серьезную историю мы не тянем. Мы это прекрасно понимаем и сознаем, все мы люди с чувством юмора, все понимаем свои возможности и силы, поэтому, чтобы смягчить удар от критиков, мы все это назвали «Игрой в классики». Но всей этой программой мы показываем свою любовь, уважение, огромную симпатию классической музыке, как изначально формирующей вкус. Это наш поклон и респект.
– Откуда столько сложных слов в исполнении конферансье? Все значения их вам знакомы? Кто писал текст?
– Это совместное творчество. Идея прекрасно разработана Юрием Горошевским. Я ему подбросила идею и некоторые слова. А он это развил и, по-моему, очень удачно. Честно говоря, про некоторые слова мне надо самой почитать в википедии.
– Света, у тебя есть песня «Сказка», а с героиней какой сказки или каким-либо литературным персонажем ты себя когда-либо ассоциировала?
– С Пеппи Длинный Чулок. Или Шапокляк.
– Почему? Такой же авантюрный характер?
– Конечно! Вот это все – плод именно авантюры. Все, что мы сейчас делаем, эти милые сборища. Как без авантюризма?! Он обязательно должен присутствовать! Этому меня, кстати, мама научила.
– А самый авантюрный поступок в жизни какой?
– О, их несколько было! Во-первых, моя самая большая авантюра – это, конечно, появиться на свет.
– Тогда мы все авантюристы!
– В большей или меньшей степени – да! По всей видимости, мое появление на свет было незапланированным, меня не хотели оставить, но я осталась. Несмотря на прошлых родителей, несмотря на все болячки, с которыми в принципе редко кто выживает, и так далее, так далее… Поэтому то, что я здесь, это моя большая удача.
– Вышла твоя книга «Тетрадь слов», где есть наброски автобиографического толка, а вообще есть ли идея отдельной автобиографии?
– Боже упаси! Ну не знаю, этим точно буду заниматься не я, а кто-нибудь, кто наблюдает за мной. У меня очень плохая память на даты, лица, события, на хронологичность этих событий. Это не мое, я немножко другими системами координат живу.
– У вас очень драматичная музыка, вы не думали над созданием мюзикла или спектакля?
– Этот наш концерт–спектакль – уже предпосылки к мюзиклу или к театру песни и поэзии. Мы впервые показали эту программу и сразу в городе, в котором ни разу не были за все время существования коллектива – за 11 лет. Было очень волнительно. Ведь времени для подготовки к концерту тоже было не так уж много, потому что тот состав, с которым мы писали альбом, к сожалению, не смог поучаствовать в концертной деятельности. Великие наши дирижеры не отпустили наших музыкантов. Поэтому нам пришлось набрать новый состав и за семь репетиций выучить с ними всю программу. Это, в общем, непросто.
– Света, ты уже дебютировала в спектакле по стихам Бодлера «Плавание». Эта история продолжается, спектакли идут?
– Я очень надеюсь, что эта история будет иметь продолжение – не только в Питере, но и в Москве, и в регионах. Может быть, предстоит небольшая реорганизация.
Режиссерские находки Ильи Мощицкого мне очень нравятся, хотя я бы немножко подредактировала спектакль со своей колокольни. И пустила бы «Плавание» в плавание по городам и весям.
– Что из культурных событий впечатлило за последнее время?
– Любой мой выход в свет – для меня событие. И в театр, и на концерты. Я обязательно что-нибудь для себя черпаю, чему-нибудь учусь, какие-то идеи подсматриваю. Если уж говорить о каком-то сильном душевном трепете, то это спектакль «Алиса» с участием Алисы Бруновны Фрейндлих в режиссуре Могучего. Я просто очень люблю эту великую актрису. Там второе действие происходит в непосредственной близости с актерами, то есть ты получаешься участником театральных мизансцен. И когда твой любимый актер совсем рядом от тебя проходит, читая монолог, это такой восторг!
Эти чувства понятны всем – ведь и курганцы испытали настоящий восторг, посетив концерт обновленного «оркестра» Светланы Сургановой.
Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости