Волшебной палочки не будет

headerimg=

Обсуждение проекта стратегии социально-экономического развития Кургана до 2030 года

В советские времена была такая полукрамольная присказка: «Программами «избушку» не залатаешь». Со времен Хрущёва программ действительно составлялось немало, причем самых утопичных и нелепых, но никто и не собирался их выполнять. В отличие от довоенных программ (ГОЭЛРО, индустриализации страны), которые были инструментом реального развития, более поздние программы превратились в некое идеологическое украшение, пряник для народа, главное, чтобы всё было красиво и классно, а там посмотрим… Чем это закончилось, известно.

В 90-е годы проявилась другая крайность — от программ вообще отказались, уповая на всесилие рынка и ссылаясь на быстро меняющуюся ситуацию. В итоге — полуразрушенная экономика и социальная сфера, последствия расхлебываем до сих пор. Сейчас в России, причем на законодательной основе, возвращаются к практике долгосрочного планирования и прогнозирования, формированию стратегических программ социально-экономического развития регионов и муниципальных образований, в том числе города Кургана. Дело это многотрудное, требующее высокой квалификации, и хорошо, что есть научные центры, берущиеся за решение столь сложной задачи. Для Кургана стратегию развития города до 2030 года, выиграв соответствующий конкурс, разрабатывает национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» в Санкт-Петербурге. Университет имеет опыт разработки подобных стратегий, в частности для Татарстана.

Разработка проекта ведется при взаимодействии с органами местного самоуправления, городским экспертным сообществом, жителями города, которые передали разработчикам более тысячи предложений. На этой неделе в Кургане состоялся «круглый стол», посвященный обсуждению проекта «Стратегии-2030». В нем приняли участие представители органов местного самоуправления, общественных организаций, бизнеса, курганские эксперты, а также сотрудники Санкт-Петербургского университета, непосредственные разработчики проекта. Предваряя обсуждение, глава города Кургана Сергей Руденко призвал участников не только оценивать и комментировать, но и выдвигать конкретные предложения. Заместитель директора университета Дмитрий Толмачев напомнил, что в сентябре уже состоялось в Кургане обсуждение итогов первого этапа работы над проектом (анализ сегодняшнего социально-экономического состояния города и приоритетные стратегические цели и задачи), сейчас обсуждаются сама стратегия и комплексный план по ее реализации. Он также отметил, что возможны три сценария развития Кургана: пессимистический (будет еще хуже), инерционный (сохраняются сложившиеся тенденции) и умеренно-оптимистический, предусматривающий определенные темпы развития. За основу взят оптимистический вариант, но учитываются и первые два.

Представляя «Стратегию-2030», руководитель проектов национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Елизавета Ульянова подчеркнула, что в центре проекта — человек, являющийся ключевым активом города, его благополучие и развитие, чему подчинено решение четырех стратегических целей: развитие социальной сферы; экономического потенциала города; повышение комфортности и качества городской среды; повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления.

В рамках проекта выделяются основные положительные и отрицательные условия для развития Кургана. Главные плюсы — выгодное географическое положение (возможно создание транспортно-логистических центров, придание территории значимого транзитного статуса, развитие связей с Казахстаном и шире — с азиатскими странами, включая Китай); сравнительно низкая стоимость трудовых ресурсов, что привлекательно для размещения инвестиционных объектов; достаточно высокая концентрация в Кургане промышленных предприятий и образовательных организаций; развитый потребительский рынок. Среди основных минусов — низкий уровень инвестиционной привлекательности города и региона в целом; энергодефицит и высокие энерготарифы; снижение численности трудоспособного населения.

Демографическая проблема, пожалуй, наиболее острая для областного центра. Продолжается отток молодежи в возрасте до 30 лет. При пессимистическом сценарии к 2030 году мы можем потерять до 30 тысяч населения. Инструменты решения демографических задач известны — повышение рождаемости, снижение смертности, уменьшение оттока населения и одновременно привлечение мигрантов. Вопрос: как этого достичь, когда рядом регионы с более высокой зарплатой и достойными условиями жизни?.. Возможные варианты: более дешевое жилье, привлекательное, в частности, для мигрантов; более низкая при хорошем качестве плата за обучение, медицинские услуги, плюс чистая экология и т.д. К сожалению, вопросов больше, чем ответов.

В сфере образования в рамках проекта обозначена задача строительства в городе к 2020 году шести детсадов, а к 2030-му — 6-7 новых школ. Предусматривается развитие системы непрерывного образования. В области здравоохранения — создание медицинского кластера. Кардинального улучшения, включая финансирование, требует молодежная политика. Достаточно сказать, что сейчас в этой сфере расходы на одного молодого человека, по оценкам разработчиков стратегии, составляют три рубля в год.

В сфере экономики важнейшим условием развития является реализация крупных инвестиционных проектов, что невозможно без привлечения федеральных ресурсов. С учетом аграрной направленности региона предлагается создание в Кургане агропромышленного парка по переработке сельскохозяйственной продукции, а также центра семеноводства, что особенно актуально для развития российского растениеводства. Для промышленного и аграрного секторов перспективным направлением, по оценке разработчиков, является разработка и реализация программ по импортозамещению. В сфере потребительского рынка предлагается создание торгово-развлекательных центров полного комплекса услуг: торговли, питания, бытовых услуг, индустрии отдыха и развлечений.

При решении задачи по повышению качества городской среды разработчики выделяют такие направления, как развитие зон отдыха; формирование единой дорожной сети круглогодичной доступности, снижение загруженности улиц города, создание единого парковочного пространства на территории города, развитие системы велосипедных дорожек.

Руководитель проекта Дмитрий Толмачев отметил, что реализация стратегии до 2030 года потребует порядка 200 млрд рублей, причем половина этой суммы приходится на расходы по ЖКХ. Привлечение финансовых средств должно осуществляться из разных источников, включая федеральные средства (до 20-30%) и частные инвестиции.

Выступая в ходе обсуждения, депутат городской Думы Александр Мазеин обратил внимание на то, что в проекте практически не отражены вопросы жизнеустройства старшего поколения, а пенсионеры составляют одну треть населения Кургана. Председатель городской общественной палаты Виктор Серков предложил более четко прописать формы и направления взаимодействия муниципальной власти с региональной, поскольку это является важным условием эффективного развития. Кроме того, он отметил, что следует отразить проблему уборки и утилизации мусора, а также учесть мероприятия по формированию положительного образа Кургана, которые реализуются в рамках программы «Любимый город».

Кандидат социологических наук, заведующий кафедрой Курганского филиала Уральского института экономики, управления и права Николай Горин высказал достаточно резкую оценку, отметив невысокий уровень проведенного анализа, отсутствие четко сформулированных приоритетов, а также механизмов их достижения. Более мягкую и позитивную оценку проекту дал директор этого же филиала, кандидат технических наук Игорь Кисель, отметивший, что, исходя из реалий, разработчиками проведена конструктивная и полезная работа, которая будет востребована. В качестве комментария могу добавить, что при всех претензиях, которые всегда сопровождают проектную деятельность, не следует ожидать, что проект будет содержать некую волшебную палочку, которая чудесным образом разрешит все наши проблемы и, говоря языком недавнего прошлого, «укажет путь». Мы это уже проходили.

В заключение дискуссии Дмитрий Толмачев подчеркнул, что с учетом высказанных замечаний и предложений проект будет дорабатываться, обсуждение продолжится. Подводя итоги обсуждения, глава города Сергей Руденко отметил, что в окончательный вариант документа должны попасть все конструктивные идеи и предложения, которые высказаны экспертами, рядовыми горожанами. «Уверен, что итогом общей работы станет реальный документ, который позволит Кургану поступательно развиваться». Завершить работу над «Стратегией-2030» планируется в декабре текущего года.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *