Курганские выпускники готовятся к «президентскому» сочинению

uchitel=

Об этом – наша  беседа с учителем русского языка и литературы, заместителем директора по научно-методической работе гимназии № 19 Верой Котиковой

Напомним, что возвращение сочинения в качестве одного из выпускных испытаний произошло по поручению Президента России Владимира Путина, потому его и называют «президентским». Его выпускники нынешнего года будут писать 3 декабря.

Как к нововведению отнеслись сами выпускники, их родители и педагоги? Ведь зачет по сочинению — это допуск в ЕГЭ.

На одном из сайтов, посвященных ЕГЭ-2014, наткнулась на такую переписку.

«Всякой фигней занимаются. Зачем мне писать сочинение по ЛИТЕРАТУРЕ, если у меня ТЕХНИЧЕСКИЙ склад ума?», — возмущается некий Данил.

«Им делать что ли нечего? Я физмат, мне это совершенно не нужно. Ух, и мучают же нас!», — вторит ему Кристиан.

Но более мудрая Альбина считает: «Что теперь сотрясать воздух? Теперь нужно готовиться и всё».

А подготовка – это, конечно, задача учителя. Как она решается – об этом мы говорили с учителем русского языка и литературы, заместителем директора по научно-методической работе гимназии № 19 Верой Котиковой.

Стаж работы Веры Сергеевны — 24 года. Имеет высшую квалификационную категорию. Заслуженный учитель РФ, обладатель гранта ПНПО «Образование» за 2007 и 2010 годы, призер городского конкурса «Руководитель года» (2007 г.); призер городского конкурса «Учитель года» (2000 г.)

Недавно была участницей Всероссийского форума «Качественное образование во имя страны», организованный Общероссийским общественным движением «Народный фронт «За Россию». То есть собеседника мы нашли, несомненно, компетентного.

— Очень печалит, что ребята, с гордостью позиционирующие себя «стопроцентными технарями», искренне считают, что им не нужны ни русский язык, ни русская литература, — говорит Вера Сергеевна. — Сочинение выявляет способность человека мыслить, быть доказательным и логичным. А в идеале – способность быть собой. «Как живу – так и пишу: свободно и свободно», — говорил еще А.С. Грибоедов. Не думаю, что для «технарей» это не важно.

Возвращение сочинения, безусловно, нужно. С введением ЕГЭ по литературе дети и родители стали более прагматичными. Стали относиться к школьному образованию как к какой-то стартовой площадке для вузов, вместо того чтобы рассматривать его как неповторимый период развития ребенка, расширения его кругозора, нравственного становления. Во многом выполнению этой задачи способствовало именно чтение. Поскольку было выпускное сочинение, то готовиться к нему – читать – приходилось и «технарям».

И то, что сочинение исключили из выпускных экзаменов, во многом стало причиной того, что читать стали меньше, утилитарно – только то, что нужно для подготовки и поступления в вуз. Отрицательную роль сыграло нахождение в свободном доступе в Интернете массы якобы сочинений. Какого же они примитивного уровня! Но, к сожалению, большинство ребят, которые не умеют и не хотят уметь писать сочинения, этой примитивщины не видят, не чувствуют. Чтобы ее почувствовать, нужно иметь вкус слова, умение читать самостоятельно, вчитываться в ткань текста.

Поэтом я рада, что вернулось сочинение — один из хороших способов проверки умения и говорить.

— Вера Сергеевна, раньше на сочинении можно было пользоваться литературными текстами. Сейчас этого не будет: по мнению Рособрнадзора, если учащийся качественно готовился к экзамену и работал с текстом, то он его достаточно хорошо знает. А каково ваше мнение на этот счет?

— Меня это огорчает. На мой взгляд, самое ценное – именно работа с книгой. Она возвращает ребенка к книге и книгу к ребенку. Поскольку на нынешнем сочинении работа с книгой не предусмотрена, ученики встают перед необходимостью что-то запомнить, заучить, потом воспроизвести. Но это уже не сочинение.

Конечно, готовясь к экзаменам, ребята прочитают нужные произведения, и хотелось бы надеяться, что прочитают оригиналы, а не выжимки из хрестоматий.

Но одно дело, когда ученики просто помнят сюжетную канву, помнят героев. И другое, когда у них есть возможность оттолкнуться от авторского текста и поделиться собственными мыслями о прочитанном, а не заучивать какие-то банальные вещи, которые вполне ожидаемы проверяющими, и поэтому в них надо «попасть».

Например, если пишем по Тургеневу, то обязательно надо говорить о «социальной основе конфликта между отцами и детьми». А то, что есть еще и тургеневская философия – ведь Тургенев получил философское образование — проходит мимо. И очень жаль, что в очередной раз мы можем пройти мимо книги.

И уж если мы заговорили о том, что не устраивает в нынешнем порядке написания сочинения, то мне кажется, что без пяти минут четыре часа, отпущенные на сочинение, маловато. Экзамен, даже для самых спокойных и уверенных детей, все же стрессовая ситуация. И, прежде чем взяться за работу, минут 15 они потратят на то, чтобы успокоиться, собраться мыслями.

В отведенное время сложно уложиться тем, кто пишет на черновик, а потом переписывает на чистовик. Да, черновик никто не проверяет, можно его не писать. Но опять же, если мы столько времени не писали экзаменационное сочинение, то и не научили массово детей работать без черновика.

Конечно, олимпиадники, многие дети из профильного гуманитарного класса, не станут писать на черновик. Но большинство чувствует себя неуверенно, и им захочется написать черновик, а времени-то мало. И у меня есть опасение, что такой «среднестатистический» ребенок предпочтет воспроизвести сочинение, которое он нашел в Интернете. А поскольку списать будет невозможно, он его просто зазубрит.

— Конечно, всем интересно, какие темы сочинений будут предложены одиннадцатиклассникам…

— Конкретные темы сочинений станут известны выпускникам только на самом экзамене. Они будут разработаны для каждого часового пояса отдельно. Комплекты тем итогового сочинения будут доставляться в органы управления образованием на местах в день проведения экзамена с такими же мерами предосторожности, как и задания ЕГЭ.

А вот тематические направления итогового сочинения, разработанные Советом по вопросам проведения итогового сочинения под председательством Наталии Солженицыной – президента Русского общественного фонда Александра Солженицына, уже определены. Их пять.

«Недаром помнит вся Россия…» (200-летний юбилей М.Ю. Лермонтова) — темы сочинений сформулированы на материале творчества М.Ю. Лермонтова, нацеливают на размышления о своеобразии его творчества, особенностях проблематики его произведений, специфике художественной картины мира, характерных чертах лермонтовского героя и т.п.

Направление «Вопросы, заданные человечеству войной» ориентирует учащихся на размышления о причинах войны, влиянии войны на судьбу человека и страны, о нравственном выборе человека на войне.

Третье направление — «Человек и природа в отечественной и мировой литературе». Темы, сформулированные на основе этой проблематики, предлагают поразмышлять над эстетическими, экологическими, социальными и другими аспектами взаимодействия человека и природы.

Темы четвертого направления «Спор поколений: вместе и врозь» нацеливают на рассуждение о семейных ценностях, о различных гранях проблемы взаимоотношений между поколениями: психологической, социальной, нравственной и т.п.

Тема пятого направления — абстрактная. Выпускникам, решившим ответить на вопрос: «Чем люди живы?», предложат поразмышлять о ценностных ориентирах человека и человечества, об этико-нравственных, философских, социальных аспектах бытия, о нравственности и морали в жизни современного общества.

Работая в любом направлении, выпускники будут раскрывать тему на материале отечественной и мировой литературы.

При подготовке к предстоящему сочинению мы с ребятами разбирали каждый блок. Возвращались к пройденным произведениям, но уже под заданным темой углом зрения. Также работали с теми произведениями, которые по программе в одиннадцатом классе проходят в апреле-мае.

Старались брать произведения, которые ребятам интересны. Например, тему «Спор поколений: вместе и врозь» предлагалось раскрыть не только на материале романа «Отцы и дети» И.С. Тургенева, но и пьесы «Старший сын» Александра Вампилова.

У Тургенева непонимание поколений до такой степени глубоко, что их отношения обречены. А хотелось бы больше позитива! И у Вампилова все-таки есть путь к гармонизации отношений «отцов» и «детей».

Повесть Павла Санаева «Похороните меня под плинтусом» — не из школьной программы. Но почему бы не порекомендовать детям произведения, которые написаны здесь и сейчас, которые им близки и созвучны, чтобы они не дежурные фразы повторяли, а на самом деле начали думать и понимать, что эта проблема, оказывается, существует с библейских времен – вспомним притчу о блудном сыне…

По всем пяти направлениям мы писали пробные сочинения. Естественно, вовсе не обязательно, что на экзамене совпадут темы один в один, но, по крайней мере, у учеников появился опыт работы над той или иной проблемой.

— Вера Сергеевна, где будет проводиться сочинение? Кто его будет проверять, по каким критериям оценивать?

— Ребята будут писать сочинение в своей школе, но учителей, которые ведут в этих классах литературу, к ним не допустят. В кабинете, где будет проводиться сочинение, с учащимися будет находиться учитель – не русовед. Проверять работы тоже будут другие учителя, чтобы все было предельно объективно.

Сочинение оценивается по пяти критериям: соответствие теме; аргументация, привлечение литературного материала; композиция; качество речи; грамотность.

Для получения зачёта за итоговое сочинение необходимо обязательно получить зачёт по двум первым критериям — незачёт по одному из них автоматически ведёт к незачёту за работу в целом, а также дополнительно зачёт хотя бы по одному из других критериев.

При выставлении оценки учитывается объём сочинения. Рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и за нее выставляется 0 баллов. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объёма своего сочинения выпускник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут.

Конечно, это не самые жесткие условия. И, скорее всего, почти все получат зачеты и будут допущены к ЕГЭ.

После проверки в школах сочинения будут направлены в единую базу данных. При поступлении в вузы, которые решат учитывать эту форму экзамена (что будет заранее объявлено в их правилах приема), сочинение может принести абитуриенту до 10 дополнительных баллов к ЕГЭ. Выпускник может по своему желанию представить итоговое сочинение в качестве индивидуального достижения, тогда вуз возьмет из базы его сочинение и самостоятельно оценит.

Те, кто получит незачет, смогут предпринять повторную попытку в феврале и в мае.

— Искренне желаем всем выпускникам удачи.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *