Московские звезды сыграли историю нетривиальной любви
На сцене филармонии непростую историю про любовь показывали московские звезды кино и театра – Юлия Меньшова, Светлана Пермякова, Константин Юшкевич и Иван Замотаев.
Ожидавшие расслабляющей и искрометной комедии были удивлены и обескуражены – не беспечный смех, а приглашение задуматься над главными ценностями человеческой жизни и взаимоотношений, о личной ответственности каждого предложили авторы постановки.
– Хочется, чтобы после спектакля люди задумались немножечко о том, что такое настоящая любовь, что такое верность, дружба, – пояснила перед спектаклем идею режиссера актриса Светлана Пермякова. – Ну, такие обыкновенные вроде бы наши жизненные понятия, которые всё больше и больше становятся в дефиците. Это не комедия, а проникновенная, драматичная история, в какие-то моменты комедийная, в какие-то трагичная. В Перми мой знакомый батюшка заметил, что «шел на комедию, а возвращался домой в серьезных раздумьях».
«Валентинов день» в постановке режиссера Романа Самгина — продолжение и своеобразное переосмысление пьесы Михаила Рощина «Валентин и Валентина», которая в семидесятые годы имела необычайный успех в Советском Союзе. Это была история о том, как практичные взрослые из меркантильных соображений разрушили любовь своих детей.
В новой версии пьесы Ивана Вырыпаева Валентине (Юлия Меньшова) — шестьдесят, а она все еще мучается любовью к Валентину (Константин Юшкевич), успевшему отойти в мир иной. Он еще в семидесятых женился на нелюбимой им Кате (Светлана Пермякова), а через 15 лет случайно встретил свою Валентину в метро, и лет пять метался между ней и женой. И умер Валентин от разрыва сердца в день рождения своей обожаемой Валентины.
Все следующие 20 лет две женщины, любившие одного мужчину, живут вместе, ссорятся, мирятся, вместе празднуют дни рождения, ерничают по поводу и без, оскорбляют друг друга… Что их объединяет – любовь или ненависть? Почему их любимый так и не смог сделать свой выбор? И все-таки, кажется, ответ давно найден, и дал его арабский философ Кора Аль Музани: «Есть две вещи: любовь и любовь». А все, что между – не стоит внимания.
Время в пьесе плавно перетекает из прошлого в будущее: то мы видим героев молодыми, легкими, задорными, то уже постаревшими, усталыми и закаленными сложностями бытия. Со всеми ипостасями и без грима успешно справляются обе актрисы: лиричная Меньшова может насмешить, а всегда озорная и комичная Пермякова вызывает сочувствие – ее смешной девчонке так непросто дается личное счастье.
За кулисами из общения с актерами стал ясен успех спектакля:
– Мы нашли свой ключ к пьесе: раньше молодых персонажей играли молодые артисты, персонажей постаревших – артисты старшего поколения, а у нас одни и те же люди, – рассказал Константин Юшкевич. – В этом есть своя условность. И у нас такое прочтение ироническое, не бытовое – это зрителям и нравится. Ведь если рассказывать все по-бытовому и реалистично, то получается достаточно мрачная и бесперспективная история.
– Мы не стали уводить все в минор, это легкая, смешная, но очень острая постановка – смех сквозь слезы, – добавил Иван Замотаев, исполнитель роли рассказчика, автор музыки к спектаклю и ее исполнитель.
– Если юмор помогает скрасить не самую веселую жизнь, то можно ли чувство юмора развить?
– Чувство юмора – уникальное качество, с ним рождаются, его нельзя воспитать, оно только через гены передается, – высказала свою точку зрения Светлана. – Если есть ирония и самоирония, и, как ни странно, чувство жалости и сочувствия к другим – тогда ты можешь сказать, что с чувством юмора у тебя все в порядке. Это не насмешка, не оскорбление, а умение посмеяться над ситуацией. Чувство юмора и позитив помогают мне выживать. Мне кажется, что я вообще человек позитивный!
– Светлана, как вам кажется, какие-то ваши грани таланта режиссеры еще не раскрыли?
– А я очень хитрая актриса! Даже если мне предлагают просто комедийные роли, они такими не остаются. Я в них отыскиваю такие драматические нотки, что над этим можно задуматься и даже всплакнуть. Просто голый смех мне не интересен. Как и трагедия – в нее я готова вносить комедийные нотки.
– Константин, в пьесе за вас борются две женщины, а в вашей жизни так было?
– У меня полный дом женщин: две дочки и жена, так что борьба идет постоянно, – смеется актер.
– Вы все предложения играть в антрепризе принимаете или отсеиваете ненужное?
– Конечно, я не каждое предложение принимаю. Я много лет проработал в репертуарном театре – в «Ленкоме» у Марка Захарова. Я его люблю, он – мастер, но в репертуарном театре больше работать не хочу в силу разных причин. Мне бы хотелось играть то, что мне действительно нравится, и финансовая сторона здесь вообще не при чем. Важно, чтобы материал мне нравился, чтобы партнеры были хорошие, а тут все это удачно совпало.
– Знаю, что вы играете в довольно провокационном спектакле «Ladies’ Night. Только для женщин» и там вам приходилось даже раздеваться…
– И до сих пор приходится. Хотя мы уже стареем, мы ведь 13 лет его играем! Я в нем с самого начала.
– И это воспринималось спокойно, не было внутреннего барьера?
– Мы так давно это делаем, что уже привыкли, но, конечно, поначалу было странновато. Нам пришлось пройти примерно тот же путь, что прошли и герои спектакля, занявшиеся неожиданно для себя мужским стриптизом. И надеть эти стринги странные (смеется).
– А самая заветная актерская мечта у вас есть?
– У меня нет мечты сыграть Гамлета, но с института хотелось сняться в военном фильме! Пока не складывается.
Пусть же мечты актеров обязательно сбудутся, и мы увидим их новые интересные роли и поплачем, или посмеемся – если они смогут так же достучаться до наших сердец, как на этой постановке.
Фоторепортаж Александра Алпаткина.
Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости