Курганские зрители плакали на спектакле «А зори здесь тихие…»

IMG_1293

Игра московских актеров потрясла даже малышей

У войны не женское лицо, оно — уродливое, безжалостное, и когда война своим палящим крылом накрывает юных, трепетных, цветущих красотой и наполненных всеми соками жизни созданий, возникает звенящий диссонанс, особое, бередящее душу ощущение несправедливости и боли.

Одна из сильнейших повестей о войне, без сомнения, принадлежит перу Бориса Васильева. Юные, чистые, нежные героини его знаменитого произведения «А зори здесь тихие…», не долюбившие, не вкусившие всех радостей жизни, не исполнившие свои девичьи мечты, обрели бессмертие благодаря пронзительно трогательной истории о хрупкости и силе женщин на войне.

IMG_1248

Все мы хорошо помним легендарную экранизацию Ростоцкого с Ольгой Остроумовой в роли Женьки Комельковой. История героических русских девушек, павших в неравном бою с вражескими десантниками, потрясла в свое время даже китайцев, снявших по повести целый сериал. А уж сколько раз к произведению Васильева обращались театральные режиссеры, с чьих спектаклей зрители неизменно уходили с опухшими от слез глазами!

Вот и Московский независимый театр пошел на определенный риск, поставив свой вариант знаменитого произведения, понимая, что сравнивать его, безусловно, с другими версиями будут. На сцене курганской филармонии московские актеры сыграли спектакль «А зори здесь тихие…» в сценическом решении режиссера Богдана Чернявского. Он же был исполнителем единственной мужской роли в постановке – старшины Федота Васкова, под чьим командованием пятеро отважных девчат приняли смертельный бой.

Читавшие повесть и смотревшие фильм ждали не меньшего катарсиса от спектакля, и ожидания, к счастью, оправдались – девочкам и их командиру верилось безусловно, за них болела душа, хотя и известно было наперед – никто из героинь не увидит нового рассвета.

А как все дышало счастьем, надеждами в тот июнь 41-го, с которого начиналось действие на сцене: девчонки кружились, примеряя наряды, прибегали с букетами со свиданий, только что выпорхнувшие из-за парты спешили с чемоданчиком на вокзал – к началу новой взрослой жизни.

И вот уже год 1942-й, в котором юные зенитчицы живут в глухом разъезде почти мирной жизнью (между атаками вражеских мессершмиттов) – смеются, поют, прихорашиваются, мечтают о любви, делятся своими простыми девичьими историями. Им всего лишь 19 и чуть больше.

IMG_1269

Сдержанная и романтичная тихоня-отличница Соня Гурвич (Мирослава Войтенко) не расстается с томиком стихов Блока. Совсем не похожа на нее энергичная болтушка и фантазерка Галка Четвертак (Дарина Гомес), бредящая славой великой актрисы, вечно попадающая в комические ситуации и своей веселой непосредственностью вызывающая взрывы хохота в зале.

Застенчивая Лиза Бричкина (Инна Рощина) тайно вздыхает по старшине и завораживающе страстно поет красивые и печальные украинские песни. Авторы спектакля поменяли Лизе имя и национальность, вместо Лизы появилась Олеся, в повести она родом с Брянщины, а в спектакле стала уроженкой Полтавы. Украинская тема естественным образом вплетается в старый сюжет, не думать и не проводить грустных ассоциаций в этой истории не получается.

IMG_1352

Острая на язык, бойкая, озорная и яркая красавица Женя Комелькова (Мария Берсенёва) тоже сменила в новой постановке историю жизни. Хотя вместо расстрела ее семьи фашистами новая версия про расстрел семьи «врага народа» кажется все же менее убедительной и блекнущей на фоне литературного оригинала.

IMG_1189

Рита Осянина (Мария Шаповалова), уже испытавшая и счастье материнства, и горечь потери любимого мужа, – самая мудрая и серьезная среди своих ровесниц.

IMG_1260

Есть еще одна героиня – оставшаяся в разъезде, а потому и выжившая, когда остальные пятеро полегли в походе против врага, – Зоя Кирьянова (Елена Супрун). Ей досталась роль рассказчика трагической истории.

IMG_1239

Несмотря на драматизм повести, создателям спектакля удалось наполнить действие светом и теплой лирикой, весельем и бурлящей жизнью, так что зрители успели по-настоящему влюбиться в героев спектакля. И саднило ноющей занозой где-то внутри, билась пульсирующей кровью боль в висках, когда во втором акте глухо вскрикивала заколотая фашистом Соня, когда тонула в болоте спешившая за подмогой Леся. Испуганная, растерянная Галка, бывший подкидыш из детского дома, еще даже не успевшая в этой жизни влюбиться, в последний раз читала любимый монолог Гамлета, кидаясь под пули. Героически погибала дерзкая и самоотверженная Женя, тихо умирала на руках обезумевшего от горя старшины раненая Рита…

Долго сдерживаемый поток слез все же прорвался на финале, когда старшина Васков в одиночку мстил за загубленных своих «сестренок», когда вышли они в белых платьицах в его воспоминаниях светлыми, счастливыми, с сияющими улыбками на лице…

Публика аплодировала стоя и актерам, и памяти тех, кто не вернулся с проклятой войны.

Меня лично до слез потрясла случайно подсмотренная сценка в зале: девчушка лет шести, уткнувшись в подол матери, сотрясалась от рыданий, поднимала глаза на сцену и махала ручкой на прощание героиням, как своим родным. И снова утыкалась в безутешных слезах в материнское тело. Как же умеет этот ребенок чувствовать и сопереживать! И стоит ли слезы ребенка хоть один военный конфликт в мире?!

Актрисы признавались: сами они непременно плачут в финале, переживая за своих героинь, играя на пределе эмоций до мурашек по собственной коже.

Самая известная среди них — Мария Берсенёва, хорошо знакомая телезрителям по главной роли в сериале «Маргоша», но выделить чью-то игру в ансамбле равных было бы невозможно. И этот мощный общий актерский посыл хорошо прочувствовали дети (к счастью, их в зале было много) – после спектакля юные зрители с восторгом благодарили каждого участника спектакля, брали автографы, общались, фотографировались. Выстаивали у служебного входа более получаса, чтобы увидеть светлые улыбки все же живых девчат из полюбившегося спектакля. И кто-то из этих подростков, чьи души в этот вечер были растревожены, обязательно потянется после увиденного к книге. Спасибо за то всесильному литературному слову, облеченному в талантливую актерскую игру!

А в одном из ближайших номеров газеты читайте также эксклюзивное интервью с Марией Берсенёвой.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *