В театре-студия «Суббота+» поставили пьесу про материнскую любовь

Спектакль «Два клена» пользуется большой любовью публики

Сказка на сцене современного театра — явление нечастое. Что поделать – далека наша действительность от волшебной! Захлестывает рутина, суета, быт. Разве что под Новый год вдруг вспоминают, что дети (да и не только они) жаждут чуда, и тогда быстренько создается новогоднее представление с использованием современной техники и машинерии. А потом сказку вновь отправляют в сундук, щедро посыпав нафталином. До следующего Нового года.

Меж тем сказка в нашей жизни необходима, ее остро не хватает. Я бы даже сказала – существует дефицит сказки, как, допустим, дефицит железа в организме. И тогда на помощь приходит театр, выписывая свой рецепт, свое лекарство. На сей раз в роли доктора выступает Народный театр-студия «Суббота+».

Новый его спектакль совершенно непохож на предыдущие. Мы привыкли видеть на его сцене героику, тонкую иронию, эксперименты со словом и пластикой. И вдруг – сказка. Как написано в программке — «для всех без исключения». Сказка — жанр особый, требующий особого оформления, особого проживания, особых веры и заразительности.

Все это в спектакле «Два клена» по пьесе замечательного драматурга-сказочника Евгения  Шварца присутствует. Как, впрочем, и героика, и юмор, и далее по списку. Не подумайте, что к сказке в «Субботе+» никогда не обращались. Но играли в основном дети и подростки. А для сказки необходим опыт, зрелость, житейская мудрость. Когда педагоги, администраторы, дизайнеры, помощники руководителя играют сказку – это совсем другое дело, им веришь сразу и безоговорочно.

В спектакле преобладает уважительное отношение к традиционной сказке, но нет-нет, да мелькнет маячок современности, сдобренный лукавинкой.

Сюжет сказки прост: мама вызволяет своих детей-подростков из беды, проявляя чудеса героизма и святой материнской любви. Помогают ей в этом сказочные персонажи — медведь, собака, кот, а также младший сын Иванушка.

Противостоит этой дружной команде Баба-яга, этакая престарелая девочка, эгоистичная и избалованная. Она заставляет Василису-работницу (Наталья Колесникова) исполнять свои капризы, всячески пытаясь развеять многовековую скуку. По-своему обаятельная, неистощимая в выдумках Баба-яга в исполнении Марии Салатовой вызывает самые разные чувства – от возмущения «Мало пороли в детстве!» до отвращения – «Манипулятор та еще!». А ее полная безнаказанность и уверенность в собственной власти просто пугает. Но, как и полагается в сказке, даже она становится добрее, лучше, честнее.

Ведущая актриса «Субботы+» Марина Шамонина вновь поражает мастерством перевоплощения. Недавно в спектакле «Старые друзья» она сыграла учительницу литературы в блокадном Ленинграде, а сейчас перед нами роскошный сибирский красавец-кот Котофей Иванович. Мастер и сказки рассказывать, и преданно дружить. Пластика, речь, костюм персонажа – все ярко, броско, сказочно.

Михайло Потапыч (Татьяна Шабурова) – добродушный, сильный, верный. Немного недалекий, да это не беда. Он первым пришел на помощь Василисе, сбросив ярмо цепного медведя.

От опытных мастеров не отстают дебютанты. Татьяна Гневашева в роли Шарика демонстрирует лучшие душевные качества: верность, стойкость, преданность.

Вероника Лаптева, исполнительница роли Иванушки, просто брызжет энергией и удалью. Но особенно интересен показ отроческого возраста: юный герой считает себя богатырем, но при первой же опасности трогательно призывает на помощь маму.

Давно на сцене театра мы не видели настоящей сценографии. Чаще всего оформление было условным, использовались лишь детали, театр довольствовался минимумом. В «Двух кленах» подход другой – сказка же! И потому лес, наивный плетень с глянцевым подсолнухом, разноцветные половички, самодвижущиеся клады и мешки с мукой, — все выполнено с большой тщательностью и фантазией (сценограф Денис Ауванов, бутафор – Наталья Колесникова). Костюмы заслуживают отдельного комплимента – легкие, яркие, оригинальные и эффектные, выполненные в едином стиле.

Первые зрители уже поделились своими впечатлениями. Все единодушно отметили самый  трогательный момент и самый неожиданный: режиссер (Татьяна Афанасьева) вложила в уста сказочных героев отрывок из романа Александра Фадеева «Молодая гвардия» о руках матери.

Особенно волновались создатели спектакля, наблюдая за реакцией юного зрителя. И были вознаграждены полностью: неослабевающее внимание, горящие глаза, искренние аплодисменты и обещание придти вновь. Кстати, у сказки уже появились свои поклонники – некоторые зрители смотрят все представления подряд.

Озорная, легкая, динамичная («Суббота+» умудрилась сказку в 3-х действиях уложить в 1 час!). Поучительная? Безусловно. Только поучения не выдаются зрителям в качестве скучных сентенций. Актеры предоставляют возможность самим делать выводы, сопоставлять, анализировать, думать. В наше время явление не столь частое. И спасибо театру за это!

Режиссер и актеры, казалось, задались целью показать все, на что способны. Исполнители поют, танцуют, виртуозно играют на балалайке. Но им и этого мало – они выходят на прямой диалог со зрителями, от лица актеров «Субботы+» активно вмешиваются в сюжет сказки, а в конце даже берут на себя смелость изменить финал пьесы. Надо сказать, концовка спектакля совершенно непредсказуемая. Хотя почему?! Как и полагается, зло побеждено, добро восторжествовало, а зрители получили витамины сказки.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *