Народный театр-студия «Суббота» отпраздновал полувековой юбилей

IMG_4689=

На празднике собрались только «свои» — из разных мест, в том числе иные, вопреки расстоянию, и совсем издалека

В узкой синей вазе на моем столе стоит хрупкая ветка, сияющая белыми цветами хризантем. Они светятся днем и вечером, и даже ночью мерцают в темной комнате. Этот свет и эти цветы – частица яркого большого праздника, собравшего вечером 21 марта множество людей одной – театральной! — группы крови. В этой удивительной компании у всех светились радостью глаза – ведь там не было чужих и посторонних. Зато «свои» собрались из разных мест, в том числе иные, вопреки расстоянию, и совсем издалека.

Духовное родство – отнюдь не иллюзия и не пережиток советского прошлого, хотя к этому прошлому оно имеет прямое отношение. Ведь если театр «Суббота» отмечает юбилей в полвека, то начало относится к 1965 году, ко времени шестидесятников — Окуджавы и Вознесенского, театра «Современник» и возвращения Серебряного века.

Тогда театром руководила Мария Степановна Андреева, артистка, певица и мать будущей актрисы театра драмы Ларисы Андреевой. А спустя пять лет в уже сложившийся коллектив, обладавший званием народного, пришла полная энтузиазма и творческих идей молодая выпускница Ленинградского института культуры Нелли Григорьевна Лосева. Тогда народный театр «Суббота» жил по другому адресу. По-королевски жили – во Дворце культуры строителей. Молодая энергия переполняла студийцев, и они смело брались за самые дерзкие проекты. Это же надо было додуматься – с актерами-любителями ставить Достоевского! И ведь поставили – шум был на весь город. А потом была и зарубежная классика, и колоритный Александр Николаевич Островский, и Уильям Гибсон, и Марк Твен, и, конечно же, любимый Алексей Арбузов. Об этом авторе надо сказать отдельно.

Одна из любимых пьес в репертуаре театра «Суббота» у нескольких поколений «субботинцев» — «Мой бедный Марат». Это знаковая пьеса — она непостижимым образом сплавила в одно нерасторжимое целое две такие разные эпохи в жизни страны – 40-е годы, когда герои были подростками, рано повзрослевшими детьми, и шестидесятые — годы оттепели, когда казалось, что все оттаяло, что можно «не бояться быть счастливым». Это пронзительно глубокая пьеса о сложности человеческой души, о времени и о себе.

Неудивительно, что режиссер как через очень важный опыт постижения заказов жизни проводит, точно сталкер, своих любимых ребят. По законам поэтического театра Иона Друцэ – а в наше жестковатое время до поэзии ли? — учатся жить и чувствовать герои пьесы «Именем Земли и Солнца». И, конечно же, нельзя в театре духовного братства, так неровно дышащем к классике, обойтись без драгоценного и неповторимого Антона Павловича Чехова. Особенно выразительно звучат слова о Чехове, о его героях, о его языке, сказанные самым отчаянным хулиганом Серебряного века Сашей Черным…

Птенцы гнезда театра «Суббота» — Маргарита и Вячеслав Зайчиковы, Наталья Наумова и Борис Суворов, Александр Русаков и дочка его Полина, Татьяна и Александра Афанасьевы, Александр Шушунов и Алена Разина, Денис Ауванов и Разина – младшая («Маленький принц»). Старшие из них выросли, встали на крыло и улетели, вьют уже свои гнезда. И пусть не все они стали актерами и режиссерами, театр в их крови, он не позволит им обезличиться, почувствовать себя одиноким и маленьким человеком. Ведь искры творчества не гаснут в их глазах. И все они могут сказать, перефразируя классика: «Все те же мы, нам целый мир – чужбина. Отечество нам – это наш театр!».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *