Кургане прошел юбилейный джазовый фестиваль «Zaural Jazz Open»

DSC_9464

Публика бурно реагировала на выступление гостей «джаз-аплодисментами»

Юбилейный, уже десятый по счету международный джазовый фестиваль «Zaural Jazz Open» стал серьезной заявкой на то, чтобы Курган постепенно начал приближаться к статусу джазовых городов. Смотр музыкальных сил показал: у нас достаточно ярких джазовых талантов и эмоционально-отзывчивой, точно реагирующей на все искусные и смелые джазовые ходы публики.

Пусть на один день, но наш город собрал самые интересные коллективы, с большим энтузиазмом обращающиеся к джаз-направлениям. И пусть это чаще всего джаз-мейнстрим, но очень качественно и свежо сыгранный исполнителями, действительно влюбленными в музыку без границ и без правил.

Впервые ведущим курганского фестиваля стал известнейший джаз-теоретик Михаил Митропольский. Большинство зрителей прекрасно знают его по программе Радио России «Бесконечное приближение», которую Михаил Михайлович ведет много лет. Обаятельный и интеллигентный московский гость сразу сделал фестиваль еще и культурно-просветительским мероприятием, с тонким юмором расширяя границы кругозора нашей публики.

«Вы не знаете, как на самом деле зовут Диззи Гиллеспи?! Джон Биркс Гиллеспи! Педагоги музыкального колледжа, обратите внимание! К следующему году все студенты должны это знать!», – с улыбкой комментировал ведущий белые пятна джазовой истории в курганских умах.

На выступлении уже полюбившегося курганской публике с прошлых приездов оркестра «Золотая труба» (Тюмень) мы узнали, что «Тюмень – родной город американского джаза». А первые же магические ноты, исполненные тюменским оркестром, вызвали у зрителей едва сдерживаемое желание танцевать.

 DSC_9553

Фестиваль получился удивительно оркестровым – количеству выступавших оркестров изумился даже сам Митропольский: очень нетрадиционно для нашего кризисного времени. «Золотая труба» имени Виктора Виткалова (Тюмень) (художественный руководитель и дирижер Тимур Бахров), биг-бэнд под управлением Леонида Поляковского (Курган), джазовый оркестр «Академия» под управлением Сергея Иванова (Курган), курганские — оркестр пограничного института, коллективы под управлением энергичного и очень креативного Петра Николаева – «Мы из джаза» и биг-бэнд «Смайл»… Пожалуй, только группа «Реальность фантазии» с «очень роковым составом», как отметил ведущий, выпала из оркестровой обоймы, но удачно вписалась в общую джазовую магию жизнерадостного музыкального действа.

DSC_9432

И хотя международный статус фестиваля в этом году невольно сузился до статуса всероссийского (коллективы из Казахстана не смогли приехать из-за участия в президентских выборах), общему высокому уровню и позитивному настрою публики и музыкантов это нисколько не помешало. А уж участие в фестивале прославленного джазового трио пианиста Игоря Дмитриева (Новосибирск) и вовсе превратило концерт в праздник без пределов для восторга. Реакции зрителей на изящные импровизации сибирских музыкантов в русле джазовых традиций были столь же непредсказумы и сверхэмоциональны, как музыкальные вариации исполнителей, – от одобрительного свиста и выкриков «браво!» до аплодисментов в стиле джаз (вот бывают и такие!) и массового пения под исключительно инструментальные композиции! Джазовое настроение и энергетика всепроникающей радости вдохновила публику на мощный креатив. Значит, джаз пустил свои корни в души курганских слушателей.

DSC_9699

Игорь Дмитриев в беседе с журналистами рассказал: «Наше трио имеет довольно мифический состав, так как два музыканта живут в Новосибирске, а я уже 25 лет живу в Горно-Алтайске. Мы играем музыку американскую, музыку мейнстрима, но меня абсолютно устраивают рамки традиционной джаз-музыки».

На фестивале трио кроме джазовых стандартов представило и авторские композиции Дмитриева. Игорь Константинович, мало того, что известный джазмен, так он еще и автор музыки к спектаклям и фильмам, а также создатель этнобалета!

Но даже столь  прославленные джазовые музыканты вынуждены работать в других сферах искусства или сопричастных ему профессиях. По замечанию знаменитого ведущего курганского фестиваля Михаила Митропольского, джаз не приносит больших денег.

— Поэтому заниматься им нужно только в том случае, если ты не можешь этим не заниматься, — отметил джазовый обозреватель. — Мы занимаемся неким противодействием системе, которая нас окружает. Она направлена на то, чтобы привести к общему знаменателю духовное и культурное состояние людей, в ней живущих, а мы стараемся этот культурный уровень повысить. Это разные направленности. Делаем мы это, потому что видим в этой музыке интересный потенциал. Как известно, джаз родился в Америке, но уже множество десятилетий джазовая культура стала основой для других музыкальных явлений на базе культуры этих стран. На американской музыке нужно учиться, это некий промежуточный этап. А музыка настоящая рождается тогда, когда люди подключают к ней свою корневую систему. И таких примеров много.

DSC_9529

Популярный ведущий теле- и радиопрограмм добавил: «Кстати, неправда, что в музыкальные критики идут неудавшиеся музыканты. Это разные виды деятельности. Для того чтобы быть критиком, не обязательно быть хорошим музыкантом. Хотя надо иметь некоторое представление о музыке. И наоборот: есть много талантливейших музыкантов, которые говорить не умеют, но им это и не надо. Сам я вовсе не фанат джаза, я слушаю очень разную музыку, в моей программе «Бесконечное приближение» музыка без границ – она очень далеко выходит за рамки джаза. Мне скучно слушать одно и то же».

Михаил Михайлович – физик по образованию. Признается, что наука научила его думать. «У меня трудовая книжка до сих пор  лежит в физическом институте Академии наук, я научный сотрудник. Но физикой давно не занимаюсь — с начала 90-х», — улыбается журналист.

— Джаз дает новые возможности, — убежден Митропольский. — В отличие от рок-музыки, которая актуальна и привлекательна, но музыкальных возможностей имеет меньше, в ней важна не столько музыка, сколько рок-культура. Джаз же все время развивается и это привлекает к нему молодых людей. Я в детстве рос на классике, а в студенческие годы стал активно слушать джаз. И в свое время я понял, чего мне не хватает в исполнителях академической музыки — индивидуальности! Потому что быть просто исполнителем нот, которые написал Бах, Шопен, Шуберт – это мало, плохо и даже вредно. У музыканта должна быть индивидуальность, даже если он исполняет музыку не свою, а композитора. Когда встречаются две индивидуальности – музыканта и композитора – вот это по-настоящему интересно!

DSC_9562

С индивидуальностями на фестивале все сложилось. Звучали и собственные композиции (Петра Николаева, например), и даже джазовая обработка поп-хита Майкла Джексона (тоже авторская – Сергея Иванова)… Да и народные песни в джазовых ритмах содержали в себе массу сюрпризов.

Спасибо организатору праздника в стиле джаз Вадиму Коробейникову и его Ассоциации музыкантов «Живой звук». Единственное, на что жаловались зрители – очень большая программа, четыре часа джаз-марафона не все смогли выдержать. Однако заряд бодрости и радостного настроения получил каждый. А кто-то впервые открыл для себя океан возможностей одного из самых интеллектуальных направлений музыки. И остался навсегда им зачарован.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *