В Кургане работает выставка «Paris, Paris…»

IMG_5581

В художественном музее можно увидеть графику знаменитого Тулуз-Лотрека

Рыжая танцовщица Ла Гулю и ее супергибкий партнер по прозвищу Бескостный в центре композиции знаменитой картины Анри де Тулуз-Лотрека «Танец в Мулен Руж» стали знаковой парой в первых настоящих афишах прославленного кабаре. А чуть раньше художник представил блестящую афишу-плакат Аристида Брюана, образец нового подхода к самому жанру афиши.

В этом новом понимании плакат не просто содержал текстовую информацию. Визуальный образ, картинка стала лаконичным, ярким, броским, иногда шаржированным и гротескным, но всегда читаемым и запоминающимся образом, отражающим индивидуальность артиста, остроту и зрелищность программы и специфику заведения.

IMG_5545

Например, яркая характеристика «сочетания несочетаемого» в аристократической публике, приглашаемой в новые залы, сады и кабаре на холме Монмартр, — «добропорядочных господ с супругами» и содержанием самих концертных программ, включающих весьма сомнительные  с точки зрения буржуазной добродетельной морали танцы «шаю». Вспомним хотя бы знаменитую фигуру «гитара» из натуралистической кадрили, развивающей традиции вызывающего и ставшего брендом Парижа «френч-канкана» в еще более провокационном, но чрезвычайно эффектном виде.

Любимые модели популярного в Париже художника «прекрасной эпохи» прославившего на весь мир, или, по крайней мере, на весь Старый свет,  искусство цирка и кабаре, предстают перед нами в оригинальных афишах, напечатанных в три, либо в четыре цвета.

IMG_5548

Джейн Авриль, одна из ярких звезд кабаре, в своей афише даже изображена в позе той самой известной фигуры «гитары» — слегка головоломной для несведущего зрителя, но публике из числа завсегдатаев кабаре хорошо знакомой. В великолепном «Японском диване» с ярким, причудливого очертания силуэтом – портретом Джейн Авриль на первом плане и Иветт Гильбер, привлекавшей внимание своими длинными черными перчатками на тонких руках, крупно читаются фигуры первого плана: актриса и критик.

Пространство вдруг словно искривляется как гнутый мостик, подбрасывая нам навстречу эту удлиненную фигуру с черными перчатками на руках – но изображенную лишь до плеч. А силуэты на первом плане – и черный цилиндр, и шляпа с траурными перьями над рыжей шевелюрой главной героини подчеркивают декоративно-плоскостную трактовку композиции и в целом атмосферу элегантности, даже изысканности, характерной для стиля модерна. В самой «персональной» афише Джейн Авриль, которую журналисты называли танцовщицей — «вдохновенная нога», выглядит и гибкой, и артистичной, и «распаленной словно орхидея».

IMG_5552

Замечательные афиши создают образ Мэй Мильтон, Иветт Гильбер и, конечно, гениальной современницы Сары Бернар. Самые красивые афиши Тулуз-Лотрека начинающие коллекционеры просто срывали со стен парижских домов – такие, как «Японский диван» или портрет Аристида Брюана в плакате театра «Амбассадор» или афиша кабаре «Мулен Руж» и клоунессы Ша-Ю-Као, и сегодня место этих афиш – в музеях.

Аристократ, смелость которого соперничает с его мастерством не только в живописи, но и гравюре, рисунке, в театральном и музыкальном плакате, Тулуз-Лотрек становится своим человеком в этом мире богемы, в  цирке, на концертных площадках, в кабаре. В маленьких кафе он на равных общался и с друзьями-художниками, и с критиками и журналистами, встречался он и со своими подругами — артистками цирка и кабаре, танцовщицами, характер которых так ярко и неожиданно высвечивался потом в его набросках и рисунках, в известных живописных полотнах (наследие Анри де Тулуз-Лотрека включает 737 картин и 369 гравюр, в числе которых и литографии, и плакаты, — не говоря уже о графических миниатюрах и акварелях). Вслед за импрессионистом старшего поколения Эдгаром Дега он искал для воплощения артистического мира новые острые  ракурсы, необычные эффекты освещения — яркие рефлексы сценической рампы, например. Но от Дега Лотрека отличает  иногда ироничное, нередко гротескное и подчеркнуто силуэтное решение плакатной графики.

IMG_5547

На выставке в художественном музее есть обложки и иллюстрации из популярных парижских журналов прошлого века и гравюры, отражающие жизненные впечатления художника. Одна из самых светлых работ последнего периода творчества – цветная гравюра «Пассажирка из 54-й» — палуба корабля, шезлонг и синее море за кормой, светло, солнечно, чисто – отрадные  впечатление от поездки по южному морю вдоль берегов Франции…

Жизнь художника оборвалась рано — ему было только 37 лет.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *