Пушкин – наше всё!

IMG_5851=

В художественном музее открылась выставка из фондов музея, посвященная любимому поэту

«Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет!»
Федор Тютчев.

В канун дня рождения любимого поэта Курганский областной художественный музей подготовил и открыл выставку, посвященную Году литературы и «Солнцу русской поэзии» Александру Сергеевичу Пушкину, выставку с говорящим названием «Пушкин – наше всё».

В коллекции оригинальной и печатной графики КОХМ хранится графическая серия нашего замечательного земляка Виталия Горяева, посвященная Пушкину. Образ поэта – то торжественно-возвышенный, то полный светлого лиризма, то вписанный в панораму петербургской белой ночи – главное содержание этой серии. Можно сказать, что в пространстве экспозиции эти листы Виталия Горяева создают, или, точнее, расставляют знаковые акценты в силу благородной стилистики крупноформатной графики.

В детстве Пушкин для нас начинается со своих удивительных, каждому россиянину близких, невероятно музыкальных и с одного раза запоминающихся сказок. Стоит лишь вымолвить «Жил старик со своею старухой» и любой подхватит «у самого синего моря»…

Великолепные по колориту и по настроению иллюстрации Ивана Бруни к «Сказке о рыбаке  и рыбке» и к «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» отсылают нас в этот волшебный сказочный мир. Для младшей категории зрителей наши музейные сотрудники приготовили еще и просторную игровую зону – с избушкой, зеленым дубом и ученым котом и даже с золотым петушком на спице.

IMG_5848-copy

Романтические и героические строки поэмы «Полтава» вдохновили известного мастера ксилографии Федора Константинова на серию черно-белых гравюр, очень выразительно «говорящих» контрастами света и тени, динамикой и точностью штриха, создающих незабываемые образы Петра I, лирических героев поэмы – Марии и Мазепы, рисующих сцены баталии, знаменитой Полтавской битвы, и, конечно, прекрасных поэтических пейзажей, напоминающих о дивных строках поэмы: «Тиха украинская ночь, прозрачно небо, звезды блещут…».

Миниатюрные портреты Анны Керн и Натали Гончаровой, Зинаиды Волконской и Екатерины Ушаковой, Екатерины Бакуниной и Елизаветы Голицыной (автор Александр Бакулевский) воскрешают черты тех, кто вдохновлял поэта на строки, полные нежности и страсти, и дружбы, и любви. Прозрачный офорт А. Звонцова — «Сороть» уводит нас на берега любимой речки Пушкина, недалеко от Михайловского, где он «провел изгнанником два года».

IMG_5835

А гравюры Андрея Преснова «Пушкин в Оренбурге», «Пушкин и Даль» напоминают о том, что Пушкин мечтал некогда доехать до Урала, и, конечно, об особой роли и Даля, и Пушкина в создании современного русского языка.

Полны мистического мерцания, грандиозны в создании ярких образов, иллюстрирующих гениальную пушкинскую прозу, литографии Виктора Вильнера к «Пиковой даме». Вот где возникает призрак имперского города, особенно в гравюре «Игра».

Живопись из фондов музея прежде всего представлена двойным портретом Пушкина и Натали в работе московского художника Анатолия Зыкова «Погибельное счастье» и его же камерной композицией «В зеленом кабинете»,  где все проникнуто зеленой летней тишиной и атмосферой творчества – без помех…

В картине Елены Шегаль «Пушкин читает послание декабристам» есть та связь, та боль, что не давала поэту никогда забыть о друзьях-декабристах. Это особая для нас тема, роднящая нас с Пушкиным через его друзей – Кюхельбекера, Нарышкиных, Розена. Тема декабристов звучит и в акварельных композициях Германа Травникова.

Мы знаем, что южная ссылка поэта, благодаря участию генерала Николая Раевского, героя войны 1812 года, и его семьи, на какое-то время обратилась в отрадное странствие по Кавказу, по берегу Черного моря, в путешествие по самым прекрасным местам Крыма. Как пишет об этом сам Пушкин: «Корабль наш стоял в виду Юрзуфа. Увидел я картину пленительную: разноцветные горы сияли, тополи, как зеленые колонны, стройно возвышались меж домами, справа – огромный Аю-даг, и кругом это синее чистое небо, и светлое море, и блеск и воздух полуденный!».

Обращаясь к тем краям, к тем местам, что вдохновляли поэта, мы включили в экспозицию пейзажи Кавказа и Крыма, созданные и нашими земляками («Персик цветет» Вячеслава Пичугина) и блестящими московскими живописцами: Григорий Шегаль «Пасмурный вечер. Крым» и Ефрем Давидович «Сады Крыма в цвету. Весна». Скульптурный образ поэта с пером в руках (Светлана Асерьянц) дополняет «акварельную Пушкиниану» Риммы Камкиной, а скульптуры классические, из века Пушкина — «Весна с Амуром» Этьена-М. Фальконе  и «Меркурий» и «Фортуна» Джованни да Болонья — воссоздают хотя бы отчасти атмосферу просвещенного Петербурга, столицы Российской империи.

IMG_5827

Конечно, это лишь часть экспозиции выставки, есть и другие замечательные авторы и несущие в себе утонченную атмосферу Санкт-Петербурга графические и акварельные работы. Есть витрины, в которых можно увидеть книги поэта, изданные на болгарском и португальском языках, тома Пушкина с иллюстрациями Владимира Фаворского, классика российской ксилографии, и Дмитрия Шмаринова. Есть фотоальбомы, посвященные Петербургу и знаменитому музею-заповеднику в Михайловском. Все это – дань любви и памяти нашему любимому поэту.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *