В Екатеринбурге в девятый раз прошел большой театральный праздник – «Коляда-Plays-2015»

DSCN1054=

Обладателем Гран-при стал спектакль по уральской пьесе в постановке польского театра

В третий раз я отправилась на праздник современной драматургии «Коляда-Plays», который ежегодно проводится в Екатеринбурге на счастье всех театралов усилиями настоящего волшебника «страны по имени «Театр» – Николая Коляды.

Единожды прикоснувшийся к сказочно доброй и непревзойденно творческой атмосфере фестиваля уже не успокоится, пока не вернется в эту «землю обетованную» театральных чудес и особенной душевной теплоты, которой так остро не хватает в серости будней.

Этим летом я снова встретила здесь множество друзей и знакомых по двум прежним фестивалям, а также обрела новых знакомцев, с которыми договорилась не менять «место встречи». Сюда в июне приезжают не только десятки театров со всех уголков страны и зарубежья, но и не меньшее число иногородних зрителей – верных поклонников уникального явления под названием «Коляда-театр», а также яркого творчества учеников Николая Владимировича, которого все любовно величают не иначе как «солнце русской драматургии».

DSCN1252=

Фестиваль протяженностью в десять дней мне удалось увидеть в сокращенном варианте – начиная со дня пятого, но впечатлений и эмоционального подъема, кажется, хватит на нескончаемые месяцы.

Начинаю делиться крохами от огромного завораживающего действия, которое влечет на свой яркий огонь очищающего душу искусства театральных адептов из Москвы, Петербурга, Перми, Норильска, Польши, Сербии, Казахстана…

Сначала расскажу о гостях-участниках фестиваля – не обо всех, а о тех, кого успела увидеть, о тех, кто сумел взволновать, удивить, шокировать, порадовать, насмешить, разбередить душу. О хозяевах фестиваля продолжу разговор в следующем номере, потому как нельзя о них вскользь, между строк…

Голые танцы и пьеса-лифт

К сожалению, первые дни фестиваля мне пришлось пропустить, так что о самом ярком могу упомянуть лишь со слов друзей-очевидцев.

Открывался театральный марафон счастья с единственной в программе уличной постановки: пермский театр «Туки-Луки» поиграл и с детьми, и со взрослыми в очень задорную игру-спектакль «О!», оживляя предметы и железные коробки, как это умеют делать только милые и непосредственные жители страны детства.

IMG_4443=

Говорят, совершенно необычным был спектакль «Лифт» Свердловского театра драмы. «Вот уж воистину режиссерское чудо — играть четыре пьесы одновременно на разных этажах, и чтобы все четыре действа так органично соединялись друг с другом при помощи самого обыкновенного лифта», — оставил восхищенный отзыв постоянный зритель спектаклей «Коляда-Plays», каждый год специально приезжающий в столицу Урала из столицы страны Игорь Занегин.

Исключительно для взрослых предназначался хореографический перформанс «Мел, рок и сосиски» – первая в афише «иностранная» постановка после театра Молдовы. Две исполнительницы – Кэролайн Уотерс (Великобритания) и Наталья Левченко (Россия) – станцевали феминистический памфлет – вызов возрасту выше среднего со всеми его надуманными обществом ограничениями. Вместе с предрассудками актрисы сбросили и одежды (хотя стилем «ню» давно уже никого не удивишь, вот разве что Курган еще не охвачен современным искусством), задействовали велотренажер, мел и сосиски – тоже как формы самовыражения.

Я честно собиралась посетить это нетривиальное действо, но невыносимая жара в тот вечер сменилась грозой и проливным дождем, преградив глубокими водными потоками дорогу из театра к театру (фестиваль, как водится, проходил на различных площадках). Ливень и на следующий вечер многим зрителям сорвал поход в театр на польскую постановку, но меня остановить уже не смог.

Славянские вечера

В первый свой вечер в столице современной драматургии (без преувеличения!) я посмотрела новую постановку по пьесе Коляды «Курица» старых знакомых из Акмолинского областного русского драматического театра (г. Кокшетау, Казахстан). В прошлом году артисты привозили на фестиваль колядовскую же «Сказку о мертвой царевне», и ребятам так здесь понравилось, что они уже в поезде по дороге домой стали выбирать пьесу, с которой снова заявятся на фестиваль.

Режиссер Ольга Луцива с воодушевлением признавалась, что ни на каком ином фестивале они не получают такого заряда позитива и творческой энергии, как на «Коляда-Plays»: «Здесь нет пафоса и помпезности, зато есть душа, настроение, мощная энергетика и фанаты своего дела!».

Комедию «Курица» артисты из Казахстана показывали на сцене «Коляда-театра», от того особенно волновались, но на сцене играли зажигательно, весело, не тушуясь перед громким именем. Изобретательная сценография с театральными декорациями в многоэтажном варианте усиливала эффект комедии в жанре «театр в театре», описывающей пикантные подробности жизни актерских пар, чьи чувства причудливо завязались в тугой узел лжи, любви, притворства, амбиций, ревности и прощения. Безусловная преданность театру и стремление к экспериментам дали свои плоды: команда из Казахстана была отмечена призом фестиваля «За творческий рост».

DSCN1063=

Второй день моего прибывания был наполнен театральными откровениями от братьев-славян: на фестиваль прибыл театр имени Стефана Ярача (Лодзь,  Польша) и впервые — сербский «Центр культуры Вук Стефанович Караджич» (Белград).

Сербский режиссер, эффектная и жизнерадостная юная блондинка Наташа Радулович, читающая пьесы Коляды в оригинале, для своей студенческой постановки третьего курса выбрала его пьесу «Сказка о мертвой царевне». К сказке Пушкина текст относится аллегорически – главная героиня, опустившаяся молодая женщина Римма, живущая в импровизированной ветлечебнице (она же — притон для алкашей), мечтает о том, что и ее, «мертвую царевну», спящую, как в гробу, в старом шкафу, разбудит какой-нибудь царевич.

Теодора Ристовски оказалась так убедительна в роли маргиналки и неприкаянной души, что в начале спектакля закрались подозрения — не реальность ли все происходящее? И как удивительно на наших глазах прояснялась душа героини – одинокой, страдающей, добросердечной, мечтающей о любви и простом человеческом сочувствии.

За образ Риммы Теодора Ристовски удостоилась приза фестиваля за «лучшую женскую роль».

DSCN1306=

А режиссер Наташа Радулович так объяснила свой выбор пьесы: «Мне очень нравится образ мышления и стиль Коляды. Несколько лет назад исполнительница главной роли Теодора дала мне эту пьесу, и я сразу влюбилась в этот текст.

Удивило, что Николай Коляда честность и чистоту нашел именно на социальном дне, среди ужаса и грязи. Не значит, что если люди находятся на высоком социальном уровне, то они хорошие. Маргиналы тоже задаются вопросами о смысле жизни, могут быть искренними и добрыми.

Текст пришлось немного сократить: я оставила в этой пьесе то, что мне по-настоящему важно и то, что белградские зрители смогли бы лучше понять. Коляда – современный писатель, но он в то же время классик. И хотя это о России, но не трудно представить, что подобное может случиться и в Сербии, это универсальная история. Пьесу мы играем с января, из студенческой работы родился театр, участвовали с ней на фестивале в Сербии, очень хорошо принимают пьесу в Белграде, зрители ее очень любят. Коляда подарил мне пьесы уральских драматургов, своих учеников, так что в следующем году надеюсь приехать сюда с новым спектаклем».

Стихия чуть не сорвала спектакль поляков, преградив дорогу зрителям потоками… не лавы, но ливневых рек. Но те, что добрались до мест в зале, получили ни с чем не сравнимое удовольствие от безупречной актерской игры, необычного сценического оформления, от двух полных драматизма историй о человеческом одиночестве и непонимании.

«Уроки сердца» по двум пьесам молодого автора Ирины Васьковской в постановке Рафала Сабара, сыгранные блестящим актерским составом театра имени Стефана Ярача, нашли в сердцах зрителей живейший отклик. Пронзительные по внутреннему накалу, обостренные чувства героинь, измученных, надеющихся на чудо в своей жизни, обретающих и теряющих веру, непонимаемых самыми близкими людьми, царапают и тревожат сердце, через боль получающее свои уроки.

DSCN1099=

В спектакле зрители с радостью снова могли насладиться игрой бесподобной Агнежки Скшипчак, два года назад потрясшей всех мощнейшим исполнением роли в моноспектакле «Наташина мечта». Актриса от Бога Агнежка умеет держать зал в напряжении одним выражением глаз, живой мимикой и безусловной харизмой. Автор пьесы Ирина Васьковская не могла сдержать восхищения: «Агнежка сыграла Машу, как я ее и задумала. У меня даже у самой такого четкого образа раньше не было, а теперь он сформировался».

Спектакль польского театра составил серьезную конкуренцию «Коляда-театру» (что вообще-то редкость) и вполне заслуженно взял Гран-при фестиваля.

IMG_5512=

Но, еще не зная о будущей победе, артисты в тот вечер праздновали триумф на ежевечернем актерском клубе у старого деревянного здания «Коляда-театра» по улице Тургенева, 20. Там, где сейчас обосновался окрепший птенец «колядовского гнезда» — Центр современной драматургии.

На улице гостеприимные хозяева фестиваля как обычно устанавливали столы и накрывали их явствами. В теплой и домашней атмосфере проходило неформальное общение гостей за бокалом вина, наполняемым самим Колядой.

DSCN1299=

Знакомства, шутки, веселье, новые грандиозные планы, непринужденно возникающие проекты – всего было вдоволь.

В «славянский вечер» над эпицентром театрального пиршества и сердцем Екатеринбурга (а оно билось именно здесь) разносились песни на русском – их затянули голосистые гости из Сербии и Польши, а мы подхватили. «Катюша», «Миленький ты мой» и «Пусть всегда будет солнце!» — для братьев-славян не существовало языковой разницы и разницы между душами, и ничто так не объединяло нас, как общее стремление к миру и счастью.

Очаровательная и жизнерадостная Агнежка Скшипчак признавалась мне: «Если б я могла, я бы каждый год сюда ездила. Очень уважаю то, что делает Коляда, и мне очень нравится атмосфера гостеприимства и толерантности, открытого восприятия всех участников фестиваля, одинаковое внимание ко всем. Очень надеюсь, что наша переводчица Агнежка Пьотровски переведет новые пьесы Коляды и я сыграю в новом спектакле».

Еще Агнежка поделилась со мной очередной своей мечтой: она, кроме того, что актриса, – вокалистка польского рок-коллектива «Pink Roses», и ей бы хотелось представить свою группу на закрытии фестиваля «Коляда-Plays» наравне с группой «Курара». «Может, Коляда прочитает и пригласит», — застенчиво и хитро шепнула она мне на ушко.

О других откровениях фестиваля и о новостях, которые напрямую касаются курганцев, читайте в следующем номере газеты. Продолжение следует…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *