Московское лето-2015

luzer=

Большое жюри международного кинофестиваля присудило главный приз фестиваля «Золотого Георгия Победоносца» болгарскому фильму «Лузеры»

37-й Московский международный кинофестиваль состоялся во второй половине июня, и несколько более сокращенная программа основного конкурса включала на сей раз целых три российских фильма. Кроме того, в Доме кино традиционно была подготовлена и показана российская программа: новые художественные и документальные фильмы, анимация, короткий метр — общим числом сто семнадцать больших и малых лент. А также ретроспектива к 70-летию Победы и программа «Литература и кино».

Еще происходили обсуждения, диспуты, «круглые столы». Причем обсуждения принимали порой характер довольно острых дискуссий с эмоциональной и конструктивной критикой. Так что фестивальная жизнь протекала бурно и увлекательно.

Впервые за несколько последних лет фильм-открытие «Тотем волка» Жан Жака Анно, классика мирового кинематографа и председателя жюри, оставил такое яркое и мощное впечатление. Напомнить людям, живущим в каком-то судорожном и суетном ритме, о том, что есть забытые человеком законы природы; о том, что сам человек — тоже лишь часть большого мира и все в этом мире связано воедино — с таким глубоким и искренним, сильным чувством любви и понимания нашей ответственности за все живое вокруг, с такой болью за наше невежество и самовлюбленную беспечность, с какой мы попираем права живых волков, коней, медведей, птиц, — вот о чем сказал мастер. И о позднем раскаянии.

tottem_volka=

Уже не первый проект этого большого художника объединяет страны и континенты в общей творческой мастерской. И общее дело — а фильм снимали творческими силами Франции, Китая, Монголии, Канады — объединяет и сознание людей, раскрывая им понимание общего долга всех нас вместе перед природой, перед планетой, перед общим нашим домом. Хочется всем показать этот фильм — и непременно на большом экране, во весь голос, с тем острым чувством свободы, простора и неразгаданности вечных таинств, всё еще непознанных, но познаваемых человеком.

«Всё страньше и страньше…» — так выразил свое мнение о российских фильмах в основном конкурсе фестиваля начинающий сценарист с Южного Урала (уважая просьбу молодого человека, имя оставляем за кадром). Можно с ним согласиться — уж очень разножанровое, разностильное это кино с подзаголовком «фантасмагория греха». Или, если уточнять жанр, то в нем есть и элементы черной комедии, и приемы мистического триллера.

Сюрреалистический «Орлеан» Андрея Прошкина по сценарию Юрия Арабова — поклон «от наших» Бунюэлю в ключе современного садо‑мазо-шапито-шоу. Это из серии «нервных просят не смотреть». Людей, склонных к эмпатии, особенно. Название «Орлеан» рождает массу ассоциаций — от раннего Арабова, Андрея Прошкина и его «Миннесоты» (тоже где-то как бы не у нас) до исторических, ну, например, сюжет об орлеанской деве, только со знаком минус вместо плюса. Впрочем, именно за роль парикмахерши Лидки Елена Лядова получила своего «Серебряного Георгия» в номинации «Лучшая женская роль XXXVII ММКФ», так что стойкому зрителю можно присоветовать именно это российское кино. Или, как определил Виктор Сухоруков, «фильм про хорошего маньяка».

Эстеты, поклонники серебряного века и прозы Александра Грина, а также утонченного искусства Востока, знатоки классической китайской поэзии и философии, для вас создан удивительный по нашим временам фильм «Арвентур». Режиссер и художник этого уникального по тонкости авторского звучания творения — Ирина Евтеева. Ей как режиссеру — открытию фестиваля — тоже был вручен «Серебряный Георгий», один из самых важных призов фестиваля. И еще — призы кинокритиков и киноклубов за пропаганду красоты, что особенно актуально в эпоху тотальной антиэстетики и плохого вкуса.

Третий фильм основного конкурса из России был поставлен Александром Миндадзе, более чем титулованным, знаковым кинодеятелем советского кинематографа. «Милый Ханс, дорогой Петр» — лента о предвоенном времени, о предощущении войны как чего-то неотвратимого и непонятного.

Фильм субъективно-экзистенциальный. Режиссер, по его собственному определению, работал интуитивно, экранизируя свои индивидуальные ощущения и эмоции. Тема довоенного сотрудничества советских и зарубежных — в этом сценарии немецких, что взрывоопасно обостряет ситуацию, — специалистов в нашей фильмографии почти нетронутая. Так что Миндадзе — первопроходец в своем обращении и к самой теме, особенно в трактовке и жанре ее прочтения. Это скорее фаталистическая психологическая драма, нежели историческая реконструкция.

И мне кажется, если говорить откровенно, немного найдется союзников у режиссера, готовых исследовать и изучать подоплеку сложных отношений внутри четверки немецких специалистов, создающих оптическое стекло (трактованное как символ точного видения, сверхточного зрения, дально- или предвидения) и сложностей их странного существования в советской «глубинке» накануне войны. Опыт совместной работы с немецкими актерами режиссер оценивает как очень важный и вне сомнения успешный.

Автора сценария волновала и проблема природы диктатуры в обществе XX столетия, и проблема существования личности в меняющемся социуме, тема самоощущения человека в потоке событий, ломающих индивидуальные миры и человеческие судьбы…

Интересно, что большое жюри без больших споров присудило главный приз фестиваля, «Золотого Георгия-победоносца», болгарскому фильму «Лузеры». Печально-пустынный, полупокинутый периферийный черно-белый городок, напоминающий наши брошенные промзоны, населен безумными, утратившими память стариками и подростками — либо агрессивными, либо аутсайдерами. И символическое название ожидаемой в городке рок-группы «Кислород» должно воскресить надежду на лучшее будущее и в зрителях, и в юных героях, и в школьниках, и в шахтерах или других усталых от монотонных будней людях. Но и сама группа живет в неком временном и эмоциональном тупике. Им самим нечем дышать. Они не вписываются в реальность — ни в ту, что задержалась в бесперспективной провинции из прошлой жизни, ни в нынешнюю, где они сами со своим нигилизмом выглядят как пережиток прошлого века. И талантливая девочка, у нас на глазах превратившаяся из гадкого утенка в юную звезду, легко и ярко засветившаяся на сцене — перед всем своим городком, — вдруг прозревает, понимая, что эти ее кумиры — сами (ни во что не верящие) лузеры, только из города побольше…

И когда в финальной сцене подросток-аутсайдер говорит: «Я понял, кто такой лузер. Лузер — это тот, кто родился в Болгарии», его слова звучат безнадежной тоской. Но рядом с ним его друзья и девушка-звезда, которая видит его теперь совершенно иначе, чем раньше, когда его затмевали эти «искусственные звезды», и дома его ждет бабушка, которая без него пропадет, и возникает странное чувство. Он сам себе цены пока не знает, этот лузер.

Вообще, тема детства и взросления, тема общества, формирующего человека, социума как главного фактора существования личности и личности — одна из главных в конкурсной программе фестиваля.

«Анклав», сербский фильм о мальчике, которого на уроки возят по чужой территории в броневичке, осыпаемом камнями, получил приз зрительских симпатий.

Приз ассоциации Нетпак вручили авторам японского фильма «Будь паинькой» — о гуманизме, о сложностях в отношениях детей и взрослых, о важности для учителя, родителей, просто взрослых людей ребячьей ранимости и капризов, детского бунта, лукавства и нежности.

Одно из ярких и угрожающих, настораживающих впечатлений оставил испанский фильм «Герои зла» — о подростковом одиночестве, о брошенности и иногда полной отрешенности от мира взрослых, об ожесточении и агрессии, вспышками жестокости отравляющей жизнь самих подростков, заводящей их в абсолютный тупик насилия над собой и над теми, кто оказался рядом.

Подростки являются главными героями и в иранском фильме «Море и летающая рыба». Режиссер — Мехрдад Гафарзаде.

more_letayaushay_riba

Дети — то самое будущее, которое мы еще сегодня ведем за руку. Не потерять внутренней связи с ними, чувствовать, когда отпускать их, когда они уходят со сверстниками — одни, без нас, — вот что сложнее всего и важнее… Режиссер Мехрдад Гафарзаде видит «свет в конце тоннеля» в творчестве, в том, чтобы каждый ребенок мог найти себя и раскрыть, оживить свое «внутреннее море», как герой его фильма, глухонемой мальчик Эксан.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *