Женские образы московского кинофестиваля

Невесты, звезды, бизнес-леди – таковы героини современного кино

Женщина как объект пристрастного внимания режиссера, как героиня, всегда была залогом зрительского успеха фильма. Есть даже такое определение кинематографа: «Кино – это когда мальчики снимают своих любимых девочек». Правда, появилось это изречение в пору первого расцвета звездной системы Голливуда.

Но ведь и сегодня, в наши демократические времена, именно звезды гарантируют внимание публики – и не только к фильмам. Сама жизнь известных киноидолов, даже мельчайшие детали и подробности их творчества и повседневного бытия становятся поводом для десятков статей, интервью, репортажей в гламурных журналах, на телевидении, в интернете. Нередко это бывают скандальные материалы, но порой и сама история кинематографа опирается на анализ тех же фактов из жизни актера, на интервью и мемуаристику исповедального характера.

В основном конкурсе 37 ММКФ есть несколько фильмов о женщинах: рассказ о выписанной с Филиппин в Данию невесте — «Росита», который сняла тоже женщина, молодой режиссер Фредерикке Аспек. Оказывается, в маленьких городах Дании скандинавские женщины перебираются в мегаполисы, а многие одинокие мужчины суровых профессий ищут для себя молодых и симпатичных девушек из далеких экзотических стран. Ищут через интернет-агентства, надеются на счастье, на тепло, понимание, нежность. А чего ждут эти «невесты», какие проблемы их заставляют искать в чужих краях покоя, уверенности, благополучия? Как это выглядит со стороны и что чувствуют герои на самом деле?

Пригласил Роситу в Данию вдовец Ульрик. Старший сын Ульрика женат, в семье ждут ребенка. А вот младший сын, Йоханнес, невольно ставший переводчиком (невеста говорит только на родном языке и на английском, а Ульрик – только на датском), почти ровесник Роситы, ему кажется, что у него больше прав и оснований претендовать на любовь Роситы, чем у отца… Роль Ульрика играет знакомый нам по фильмам Ларса фон Триера датский актер Йенс Альбинес, Йоханнеса – молодой артист Лисе Бааструп, роль Роситы – Мерседес Кабрал.

Внешне фильм напоминает обычную бытовую историю: драму с нарастающим напряжением режиссер строит сначала через отдельные реплики, затем все чаще возникают короткие эмоциональные вспышки, пока жесткие стычки сперва с циничным ровесником, потом с отцом, и наконец, разговор с Роситой не проясняют ситуацию для молодого человека. Его выбор – уйти из этого тесного пространства, где нет места свободному искреннему проявлению чувства, где все эмоции скрыты, загнаны внутрь и подчинены обстоятельствам…

Еще один фильм о женщине – весьма оригинальный по форме рассказ о супер-успешной бизнес-леди из Финляндии, основавшей легендарную дизайнерскую компанию «Маримекко», Арми Ратиа. Фирма эта известна во всем мире и считается национальным достоянием Финляндии, одним из ярких ее брэндов. Лента напоминает некий коллаж из разных жанров – от байопика, то есть классического биографического фильма, до театрально-минималистических эпизодов, напоминающих о приемах все того же Ларса фон Триера (в «Догвилле»), только в придачу к ним на экране вдруг появляются эксцентричные, по-клоунски иронично и броско обрисованные персонажи. А уже превращения, происходящие с самой героиней, оптимисткой и неврастеничкой, художницей и генератором идей, вздорной женой и заводной жительницей, напоминают калейдоскоп.

Очень молодая, живая и непосредственная актриса Лаура Брин наделяет свою Арми такой энергией и обаянием, что зритель как в цирке только и успевает дивиться, ахать, смеяться и аплодировать. Дерзость идей и лидерский характер героини и позволяют режиссеру Йорну Доннеру назвать свой опус «Арми жива!» с интонацией ликования и жизнеутверждения.

Совсем иначе звучит женская тема в лиричной экзистенции Раны Салем (Ливан) «Дорога». Режиссер картины впервые дебютировала как актриса. Мотив самопознания, погружения в поток бытия подобен музыкальной импровизации, чутко реагируя на каждый новый поворот сюжета, актерский дуэт раскрывает сложность отношений между супругами Салем и Ги Чартуни Рана. Гармония в их браке достигается как раз несходством жены и мужа, их внутренней готовностью слышать и принимать друг друга. Особенно поэтичной становится атмосфера во второй половине фильма, когда герои отправляются в путешествие к дому Гая.  Это мир, далекий от суеты, где детские воспоминания оживают на лоне девственной природы, отдаленно напоминающей Эдем. Специальное упоминание жюри отметило работу Раны Салем, талантливой наследницы традиций Микельанджело Антониони.

Интересную программу подготовила к фестивалю петербургская киновед-критик Анжелика Артюхова — «Женский взрыв». Чрезвычайно актуальная сегодня в силу активизации женской режиссуры в Японии, Франции, Южной Африке, России, Швеции, Германии, Индии, эта программа привлекла внимание молодой, даже молодежной аудитории. Я бы выделила фильм Санны Ленкен «Моя тощая сестра», оригинальный по сути, по самой идее сюжета и его трактовке.

Звезда на все времена

«Звезда» на рубеже веков, англичанка Жаклин Биссет получила мировую известность как звезда фильма Франсуа Трюффо «Американская ночь», где ее партнерами были сам Трюффо и Жан-Пьер Лео, любимый актер, alter ego режиссера. Ни Жанна Моро, ни Фанни Ардан, его постоянные музы, не подходили на роль английской звезды. Изящество и сдержанность манер, европейский шарм, аристократизм и спокойное очарование ее тонкой красоты окрашивают акварельно-мягкими красками образ Жюли-Памелы, героини «лучшего иностранного фильма 1973 года», получившего Оскар, замечательно тонкого и точного фильма из серии «кино про кино» — со всеми его безумными парадоксами, бурными романами, абсурдными ситуациями…

А первую номинацию на «Золотой глобус» Жаклин получила еще в 1968 году за роль в остросюжетной «Приятной поездке». Ее партнерами были Марчелло Мастроянни и Чарльз Бронсон, Фрэнк Синатра и Поль Ньюмен, Стив Маккуин и Энтони Куин. Казалось бы, это всё герои прошлого века. А Жаклин была удостоена награды «Золотой глобус» совсем недавно, в 2013 году – за фильм «Танцы на грани». Роман актрисы с звездой русского балета Александром Годуновым был одной из самых красивых любовных историй конца ХХ века. А ее дуэт с Жераром Депардье стал одной из вершин актерского мастерства в 2014 году (фильм Абеля Феррари «Добро пожаловать в Нью-Йорк»). На Московском фестивале Жаклин Биссет был вручен специальный приз ММКФ за верность принципам школы К.С. Станиславского «Верю». Сегодня актриса снимается в новом фильме – надеюсь, мы сможем увидеть его в 2016 году.

Наша российская звезда Чулпан Хаматова только что снялась у Александра Прошкина в фильме «Райские кущи» (он был показан в программе Петра Шепотинника «Восемь с половиной») и сейчас работает в очень интересном проекте, где актриса играет роль замечательного советского поэта Беллы Ахмадулиной – в гриме, максимально корректном, и в костюме 60-х годов Чулпан выглядит совершенно неотразимо и очень похожа на свою удивительную героиню. Но об этом – в следующий раз.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *