Проблемы, надежды, открытия

raiskie_kushi

Российское кино на 37-м Московском кинофестивале

«Райские кущи», режиссер Александр Прошкин. Режиссер – мастер. Достаточно назвать один из его фильмов — «Холодное лето 53-го» и возникнет впечатление точного снайперского попадания в тему, во время, в актерскую индивидуальность мастеров – Анатолия Папанова, Нины Усатовой и молодых актеров.

Вот и на фестивале российского кино в Выборге режиссеру торжественно вручили приз за вклад в отечественный кинематограф. Вклад, действительно, замечательный.

Но вот последний фильм Александра Прошкина оставил странное, двойственное впечатление. Пьеса Александра Вампилова «Утиная охота» стала только исходным материалом для сценария фильма «Райские кущи». «Герой нашего давнего – советского времени – 70-х годов, времени застоя, не просто переселяется в начало ХХI века, он меняется психологически, и даже более того – с ним происходит какая-то мутация – не возрастная, а мировоззренческая. Честно говоря, герой этот в исполнении очень востребованного сегодня актера Евгения Цыганова, это не вампиловский Зилов – по моему ощущению, может быть, и субъективному, но отчетливому. Наследники Александра Вампилова не позволили режиссеру использовать имя Вампилова в титрах – вероятно, вследствие подобных или близких этим ощущений. Трактовка самих персонажей, их отношений, не однозначна (как и у Вампилова). Она позволяет различно оценивать события, повороты сюжета, но в контексте сегодняшнего времени ни герои, ни их поступки не отвечают морально-нравственной системе координат Вампилова. Не убеждают они зрителя ни в ценностях прошлых лет, ни в нынешних приоритетах. Сомнения и колебания, вопросы, предположения – это тоже творческое безусловно интригующее и интересное решение темы, но не связывается оно почему-то с Вампиловым…

Хотя актеры в основном отличные… Интересно было бы сравнить впечатления зрителей разных поколений. Но… сегодня фильмы Вуди Аллена увидеть на наших экранах можно гораздо чаще, чем творения российских мастеров.

Одна из проблем нашего отечественного кино – выход на зрителя, широкий прокат. Без предварительной рекламы это почти нереально, а реклама требует серьезных вложений. Вот и фильм Владимира Хотиненко «Наследники» — наверняка вызвал бы споры и дискуссии, если бы наша российская публика его увидела. Тем более, что жанр его связан с такой популярной ныне формой как телевизионное ток-шоу.

nasledniki

А занятые в нем актеры не только хорошо знакомы, но и любимы зрителем. Наследие или наследство, духовное или материальное достояние волнует сегодня россиян, политика или история – что важнее для самосознания нации? И что такое гражданское чувство, часто ли оно просыпается в нас? Где искать корни этого чувства? Вопросов много, но главное — пока смотришь ленту «Наследники», и потом, после просмотра они продолжают тебя тревожить, мучить. И ответить на них хочется честно. Режиссер ответа не дает, финал открытый…

Особое чувство гордости за классику советского кинематографа, оцененного не только нами, но и всем миром, мы испытали во время ретроспективного показа фильмов о войне. Я хорошо понимаю, что юбилей Победы лавинообразно прошел по всем главным телеканалам, но мне кажется, что молодое наше зрительское жюри так и не увидело многих важных фильмов и передач. Для них телевидение – почти архаический вид искусства. А кино – скорее развлечение, чем духовная самоотдача… Может быть, прав был Никита Михалков, предлагая ввести в школьную программу предмет, изучающий кино как вид искусства, ведь совсем не случайно сто лет назад «кремлевский мечтатель» сказал:«Из всех искусств для нас важнейшим является кино».

Открытием минувшего фестиваля не только для российского зрителя стало имя режиссера Ирины Евтеевой. У нас, как известно, нет пророка в своем Отечестве. Пока в миру (в Европе) не оценят, мы сами не похвалим… Так вот, дорогие сограждане, уникальный режиссерский метод Евтеевой оценили Жан-Жак Анно и все жюри тоже не случайно. Ей сразу предложили, вопреки всем санкциям, совместный международный проект. Может быть, слово «Арвентур» все-таки сможет расшевелить зрительский интерес и вы поищете – не поленитесь – и найдете этот фильм в интернете. И другие ее фильмы. И вам запомнится ее имя.

arventur

Ведь в жанре боевика, то есть, извините за устаревшую терминологию, блокбастера – Голливуд со своими миллионами и традициями все-таки пока убедительнее нашего кино. Аттракцион, как говорит Тарантино, у них круче. Мы были сильнее в чем-то другом. Не только в социальных проблемах, но в умении слышать человеческий голос. У нас есть великая русская и даже советская литература (чего стоит один Платонов!), и наша классика не исчерпывается тем, что уже поставлено и снято. Там наших читающих молодых режиссеров ждут невероятные открытия – и мир должен их дождаться, увидеть и оценить.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *