Еvlentieva – художник непреклонного возраста

IMG_5665

Как повлиять на Германию

Несмотря на все стилевое разнообразие творчества курганских художников, выставки нескольких последних лет – как персональные, так и коллективные – если и не скучны, то немного однобоки. Сплошь пейзажи и натюрморты. Портреты, вершина изобразительного искусства, единичны. А тут – чуть не семь десятков портретов! Масло и акварель, карандаш и уголь, пастель и офорт, гуашь и сангина… Это о персональной выставке члена Союза художников РФ Валентине Евлентьевой, только что открытой в областном художественном музее.

Евлентьева, с 2004 года живущая в немецком Гамбурге, конечно, не могла привезти с собой много новых работ, но они на выставке все-таки есть, даже нынешнего, 2015 года. В целом же экспозиция составлена из произведений Валентины Евлентьевой, хранящихся в фондах нашего художественного музея, и из частных коллекций.

На правах старого знакомца я уговариваю автора выставки провести для меня персональную экскурсию. Останавливаемся у портрета (2015-й год) московского поэта Вадима Ковды, ныне живущего тоже в Германии, в Ганновере, и с которым познакомилась Валентина, конечно, через своего супруга, поэта, Леонида Блюмкина. Граница воображения в портрете – контур. Что не мешает нам почти слышать голос человека, который знает, что и его голос нужен.

Продолжая обход двух «своих» залов, Валентина говорит:

— Хочешь посмотреть шкодный рисунок?

«Шкодным» рисунком оказалась карандашная зарисовка, групповой портрет курганских художников с надписью: «Юбилей Ивана Яковлевича Лохматова. 1 июня 1980 г.» А рядом – серия дружеских шаржей на ту же компанию, с меткими изобразительными характеристиками.

В экспозиции есть еще несколько мужских портретов – парижский художник Жан-Поль с Монмартра; знакомый каждому курганцу Юрий Гальцев, попавший на карандаш Евлентьевой в Гамбурге; и необыкновенно вдохновенный «Моцарт» (2007 г.). Жалко, что из историко-художественного музея в Березниках Пермского края вовремя не доставили в Курган очень глубокий портрет еще одного поэта – Алексея Решетова.

И все-таки портретная галерея Валентины Евлентьевой состоит в основном из женских образов – крестьянки и горожанки, поэтессы и актрисы, работницы и элегантные дамы в шляпах, современницы и гениальные женщины прошлого. Мелькают имена – Инга, Верочка, Юлия, Прасковья Степановна Зырянова из деревни Зырянка, Нина, «Журналистка», Яна, Айседора Дункан. И за каждым именем попытка художника остановить движение красоты.

Во время традиционных вернисажных речей заслуженный художник РФ Вячеслав Пичугин сказал:

— Евлентьева привезла на родину праздник, праздник красоты.

Трудно с этим не согласиться. Героини Валентины Евлентьевой всегда женственны и прелестны. Или изысканны, или таинственны. Или возвышенны, или земны. Как в жизни.

Выставку условно можно разделить на «до» и «после». До, например, это автопортреты «С подсолнухом» и «В мастерской» (1980 г.). В Кургане же созданы «Портрет поэтессы Людмилы Тумановой» с магическим шаром на ладони, запечатлены образы актрис Татьяны Тереховой и Аллы Семеновой, очень красивая «Аня» из серии «Хлебокомбинат». А после – это портреты, в которых чувствуется «пропитка» новыми впечатлениями от европейской культуры. К ним можно отнести такие работы, как «Марийка в старинном костюме» и «______ в костюме эпохи Ренессанс», «Маскарад», «Айсдора», нежно ню «Ева».

Но и раньше, и теперь Евлентьева играла и продолжает с некоторым кокетством, но и большим мастерством играть и с нами, зрителями, и со своими моделями, и с историей искусства. Так, в автопортрете «В мастерской» высоко над фигурой художницы возникает Юдифь с головой Олоферна, а в многоцветном рисунке «Татьяна. Привет, Дега!» само название намекает на игру в импрессионизм. Словно продолжая играть с нами, Валентина Евлентьева на вопрос кого-то из гостей вернисажа «Как на вас повлияла Германия?» ответила молниеносно и иронично: «Скорее Евлентьева повлияла на Германию». В этом ответе чувствуется энергетическая мощь, каким-то образом перетекающая в ее произведения, и уверенность в своих силах. Может быть, поэтому, не признавая никаких дат и лет, Евлентьева называет себя «женщиной непреклонного возраста», а картины и рисунок свои стала подписывать так – Еvlentieva.

Впечатление от выставки Валентины Евлентьевой праздничное и сильное. Ее женщины – близкие и далекие, молодые и «непреклонного» возраста, в работе и в неге, обнаженные и в дорогих нарядах – всегда прекрасны. Возможны, иногда автор льстит им. «Себя как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит», говори Пушкин. Но почему бы чуть-чуть не польстить женщинам, не выявить в них самое ценное, за что их и любим. И не придать им в помощь подходящий наряд, позу, цвет, то есть ту оправу, которая каждой к лицу.

Вооружась примером больших художников разных времен и народов, Валентина Евлентьева поднимает на щит отточенное мастерство природы, изысканную ее форму. Красоту! Ей Богу, пора это сделать. Мы распустились в наших экономических и политических борениях. Мы становимся слепыми, перестаем оборачиваться вслед женщинам, более того – разучились удивляться самым любимым из них.

Результат непоклонения Женщине печален: художники презревают рисунок, журналисты и писатели – грамоту, музыканты – мелодию, поэты – игру слова, краснодеревщики – линию древесного изгиба, все остальные – влюбленность и профессионализм. Нет, это не преувеличение. Именно потому, что перестали обожествлять женскую красоту, мы вынуждены терпеть многие безобразия нашей действительности.

Красота вызывает в душе тепло. Оглянитесь – рядом с вами красивые женщины. Венец природы. Жизни. Вечная ее тайна. И вечная сила. Хрупкая, как соблазн.

Фоторепортаж Леонида Архипова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *