Родная для многих поколений курганцев

IMG_9718

Накануне Дня учителя мы побывали в школе № 45

Ученики школы № 45, проживающие в соседней девятиэтажке, исписали дверь лифта признаниями: «Наша школа для меня – второй дом»; «Мне здесь хорошо!» и т.п.

А некий Alex на форуме школьного сайта оценил 45-ю весьма солидно: «Уютная; доброжелательный коллектив; хороший уровень подготовки к ЕГЭ по математике, русскому языку, английскому языку, истории и обществознанию».

Быть примером во всем

— Главное, что характеризует любое образовательное учреждение – учебные достижения, — убеждена директор 45-й Любовь Николаевна Ильиных. — Мы – в десятке лучших школ города Кургана. На протяжении многих лет все одиннадцатиклассники успешно сдают государственные экзамены, получают аттестаты. Почти сто процентов выпускников поступают в вузы. Это – результат высокого уровня профессиональной ответственности и большой любви педагогов к детям. Учителя русского языка и математики уже в 7.10 на работе; они готовятся к урокам и проводят дополнительные занятия с учениками, желающими «подтянуться» по предметам. Такой учительский пример формирует и в детях ответственность и стремление достичь лучших результатов.

IMG_9778

«Учитель должен быть примером во всем», — пожалуй, главный принцип деятельности коллектива. Школьные знания очень важны, но не менее ценно, — если дети в учителе видят друга,считают педагоги.

— Чтобы быть настоящим другом для ребят, учитель должен быть способен эмоционально отзываться на переживания детей, ценить их внутренний мир, понимать их мысли и чувства. Именно такими учителями являются Антонина Михайловна Краснослободцева, Вера Николаевна Александрова, Лариса Геннадьевна Бердникова, — рассказывает заместитель директора по учебно-воспитательной работе Ирина Александровна Суркова. — Самое сильное воспитательное средство — исполнять на деле то, чему учишь. Ольга Анатольевна Горелова, Татьяна Анатольевна Ермакова, Юлия Викторовна Баинова, Надежда Николаевна Шешукова всегда поступают так, чтобы вызвать уважение, но не страх; не проповедуют добродетели, а показывают свои лучшие человеческие качества своими поступками, своим отношением к работе, к детям.

— Успех – самый лучший воспитатель, ибо он дает ребенку главное: уверенность в собственных силах и самом себе, — продолжает Ирина Александровна. — Светлана Владимировна Кичигина, Вера Николаевна Нетесова, Ольга Алексеевна Кондрашова постоянно находятся в творческом и профессиональном поиске, заражают своим стремлением к успеху как детский, так и педагогический коллектив.

Результатами ЕГЭ в этом году порадовали выпускники: по русскому языку, математике, истории, обществознанию, биологии, химии, литературе в школе № 45 результаты выше городских; по русскому языку, истории, обществознанию, биологии, химии, литературе — выше федеральных.

Один из учеников сказал: «Здесь учителя заинтересованы в получении нами знаний, а не оценок».

Обеспечивают высокий уровень знаний по предметам педагоги с большим стажем Наталья Валерьевна Трушина, Людмила Николаевна Головина, Татьяна Анатольевна Ермакова, Светлана Алексеевна Сиренко, Надежда Николаевна Голощапова, под руководством Елены Сергеевны Куликовой, заместителя директора по УВР, отвечающей за организацию и проведение итоговой аттестации. Недавно пришла в коллектив Ольга Анатольевна Горелова, но уже добилась серьезного повышения результатов по обществознанию и истории, которые выпускники продемонстрировали на ЕГЭ.

IMG_9665

В школьном педагогическом коллективе много учителей со стажем от 25 до 30 лет, и большая часть этого времени отдана 45-й. Но здесь очень рады и молодым специалистам.

— Творческие идеи молодых педагогов очень нужны, чтобы коллектив был «в полете», — считает Л.Н. Ильиных.

От поколения к поколению

Именно взаимосвязь опытных профессионалов и молодых педагогов с их стремлением постоянно двигаться вперед, познавая все больше и больше, в школе № 45 считают очень важным для достижения успеха. На этом держится и престиж школы.

В наше время многие желают непременно отдать ребенка в гимназию или лицей. Но в эту школу, практически на окраину, ученики готовы ездить ежедневно из самых разных районов города только потому, что именно она стала родной для их семей: в ней учились родители, братья и сестры. Школа становится практически «семейной».

Возвращаются сюда и бывшие ученики, уже в качестве педагогов. В родной школе теперь работают Ольга Леонидовна Галямина, Ольга Алексеевна Кондрашова, Александр Вадимович Евченко, Надежда Вадимовна Швецова, Ольга Станиславовна Уварова.

Заведующая школьной столовой Людмила Александровна Васильева — из первого выпуска этой школы. Признается: боялась идти сюда; может быть, из-за особой ответственности перед своими учителями. Теперь рада – как хорошо работать среди родных людей, в родных стенах! По-матерински заботится Людмила Александровна о питании учеников, особенно малышей. Интересуется пожеланиями ребятишек по поводу меню – все, как в настоящей дружной семье. Наверное, поэтому из столовой доносится совсем домашний аромат свежих шанежек.

IMG_9582

Не только аромат выпечки создает здесь особую атмосферу. Технический персонал, заботясь об эстетике внешнего вида школы, старается поддерживать идеальную чистоту. Именно они — Вера Сергеевна Салеева, Светлана Викторовна Морозова, Наталья Александровна Соколова, Вера Владимировна Мануйлова, проработавшие в школе много лет, каждое утро приветствуют учеников.

Все это: творческий педагогический коллектив, семейная обстановка, высокий уровень подготовки выпускников — вызывает уважение и любовь к школе, потребность вернуться к своим истокам.

И не случайно на встречи одноклассников приходят выпускники даже из первого выпуска, который состоялся в 1970 году. Такие встречи в 45-й проходят раз в пятилетку. Это официально. А не официально – ребята могут всегда прийти в школу.

Сначала заходят к своему классному руководителю, а потом к директору – чтобы поделиться своими достижениями и проблемами.

— Пришедшие в школу учителями Ирина Александровна Суркова, Антонина Михайловна Краснослободцева, Елена Сергеевна Куликова, Людмила Петровна Сельчугова теперь составляют дружную и сильную административную команду, которая обеспечивает понимание педколлективом того, что мы работаем с человеческой душой, несем ответственность за образование и воспитание этой души,- с благодарностью говорит директор школы Любовь Николаевна Ильиных. — Вообще, у нас творческий, дружный, ответственный коллектив, стремящийся не только научить, но и воспитать хороших, добрых, отзывчивых, благодарных детей.

— И особенно показательно то, что учителя доверяют обучение и воспитание собственных детей родной школе,- дополняет Елена Сергеевна Куликова.

Воспитание души

— Воспитательная работа такая объемная, сложная, многогранная, что приходится выбирать главную линию – то, что соответствует и интересам детей, и интересам взрослых, объединять эти интересы, соединять их, чтобы была польза, чтобы был опыт и у детей, и у родителей, и у педагогов, — рассказывает Людмила Петровна Сельчугова, старожил 45-й школы. В 1973 году начинала работать здесь старшей вожатой, сейчас — заместитель директора по воспитательной работе.

IMG_9755

— Стержнем нашей воспитательной системы являются модельные события, обеспечивающие каждому воспитаннику точку приложения своих знаний, способностей и навыков творчества. В образовательном учреждении есть свои традиции. Это яркие, эмоциональные события ученической жизни, которые воспитывают у подростков чувство гордости за свою школу, город, страну, — рассказывает Людмила Петровна.

Одна из них — эстетическое образование и воспитание учеников. В1989 году в школе были открыты классы с углубленным изучением искусства.

— Я пришла на должность директора в 1996 году и постаралась завершить начатое моим предшественником. Под руководством Сергея Александровича Сокольского была разработана программа эстетического образования в школе, которая предусматривала набор детей в художественно-эстетические классы – классы художников и музыкантов. Обучающиеся получали свидетельства-приложения к аттестату об основном общем образовании. Несмотря на реформы в сфере образования (закрытие данных классов), процесс эстетического воспитания в школе продолжается, — утверждает Любовь Николаевна Ильиных.

IMG_9659

Многие выпускники продолжают обучение в средних и высших учебных заведениях культуры и искусства.

Например, Лена Мездрина окончила Суриковское училище; стали дизайнерами Денис Ильин и Ксения Бузакова. В этом году Денис Плеханов, выдержав огромный конкурс, поступил на бюджетное отделение в Уральскую государственную архитектурно-художественную академию на специальность «Промышленный дизайн». Ольга Пестерева учится в Петербургской консерватории; лауреат международных конкурсов по баяну Артем Сиренко – в Новосибирской.

Один из педагогов, продолжающий развивать детей в сфере искусства,- учитель музыки Светлана Владимировна Кичигина. Она в школе уже 22 года. В институте повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области Светлана Владимировна дает мастер-классы для коллег.

Нашу неспешную беседу с директором и ее замами, извинившись, прерывает Людмила Петровна Сельчугова: «Я пойду — сейчас начнется филармонический концерт».

Любовь Николаевна Ильиных в ответ на мой вопросительный взгляд поясняет:

— Филармонические концерты в системе внеклассных занятий – тоже одна из давних традиций школы, которую мы поддерживаем вместе с областной филармонией. Дети приобретают абонемент на год и всем классом посещают театральные представления, тематические концерты, посвященные творчеству композиторов. Раньше ребята зачастую воспринимали это как принудительное мероприятие. Сейчас отношение изменилось: ученики с желанием и интересом приходят на встречи с артистами, которым нравятся благодарные слушатели классической музыки.

Замечательный МиГ

Научно-исследовательская работа «Влияние Курганской ТЭЦ на экологию озера Орлово» открыла ее автору Максиму Андреевичу Ершову путь в Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева – получив сертификат, он вне конкурса мог поступать в этот престижный вуз.
Правда, в ту пору Максим Андреевич был учеником 4 «А» школы №45 г. Кургана, а работа, выполненная им под руководством Зои Михайловны Казак, была представлена на III Всероссийском детском конкурсе «Первые шаги в науке» в рамках Федеральной научно-образовательной программы творческого и научно-технического развития детей и молодёжи «ЮНОСТЬ, НАУКА, КУЛЬТУРА» в 2009 году. В 2010 году уже пятиклассник Максим Ершов получил именную стипендию главы города в области «Образование». Сегодня Максим Ершов – одиннадцатиклассник; яркая, многогранная личность: певец, музыкант, исследователь. И можно не сомневаться: выбор своей дальнейшей дороги он сделает правильно.

IMG_9714

Вот и Антонина Михайловна Краснослободцева, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, отвечающая за научно-исследовательскую работу учащихся, подтверждает: научно-исследовательская работа дает детям более широкие возможности профессионального самоопределения.

Школьное научное общество «МиГ» (Математики и Гуманитарии) было создано в 2000 году.

Начинали с одной секции – краеведения. Первый проект — «История нашего города в памятниках». После представления проекта на школьной конференции, у учеников появился огромный интерес к науке. И «МиГ» начал набирать обороты: появились секции русского языка и литературы, биологии, химии, физики; «Юный исследователь» и «Эрудит» — для начальной школы; наукой в школе № 45 начинают заниматься с 3-4 классов.

— Учителя, возглавляющие секции — Людмила Николаевна Головина, Вера Николаевна Александрова, Татьяна Анатольевна Ермакова, Надежда Николаевна Голощапова, Татьяна Александровна Осипова — приложили все усилия, чтобы у ребят был постоянный интерес к исследовательским проектам, — продолжает А.М. Краснослободцева. — Дети, которые работали под их руководством, поступили в медицинские институты; выбрали профессии, связанные с биологией и химией; решили посвятить себя истории, правоведению, экономике. Они успешны в вузах, потому что умеют заниматься научной деятельностью. Значит, станут прекрасными специалистами, не ограниченными сиюминутными задачами, а мыслящими на перспективу.

С 2008 года в школе ежегодно, в рамках «дней науки», проходит «Интеллектуальный марафон». Самое замечательное, что в нем участвуют не только учащиеся, но и их родители.

Сотрудничество школы и родителей трудно переоценить, считают мои собеседницы.

Родители учащихся являются активными участниками таких «воспитательных мероприятий», как «День знаний», «День матери», «Прощай, начальная школа»; различных семейных конкурсов: «Папа, мама, я…».

IMG_9695

Наиболее активных пап и мам отмечают на традиционном «Празднике Чести».

Работа с родителями здесь ведется системно. Практическая деятельность планируется по блокам: психолого-педагогическое просвещение, совместная досуговая деятельность, профилактическая работа с неблагополучными семьями.

Особенно не равнодушна к проблемам семьи директор школы. Любовь Николаевну коллеги так и называют – воспитатель семей.

— Порой, чтобы правильно воспитывать ребенка, нужно сначала воспитать родителей, — делится Любовь Николаевна.

Большую заботу она проявляет о детях, нуждающихся в поддержке и помощи. Спустя годы ученики с благодарностью оценивают то, что раньше воспринималось ими как наказание и порицание.

– Часто в моем кабинете раздаются звонки именно от таких учеников, которые от себя и своих родителей выражают благодарность за вложенный в них труд, за участие в их судьбе. Им хочется поделиться своими достижениями, доказать, что они стали достойными сыновьями, отцами и просто хорошими людьми, — делится сокровенным руководитель коллектива.
«Мне здесь хорошо!» — под этой надписью на двери лифта наверняка подпишутся все поколения и учеников, и родителей, и учителей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *