Курганцы хотят примерить «Золотую Маску»

эксперты=

Курганский театр кукол «Гулливер» посетили эксперты национального театрального фестиваля

Эксперты российского фестиваля «Золотая Маска» впервые приехали в наш город, чтобы посмотреть спектакль театра кукол «Гулливер» с целью выдвинуть его в ряды номинантов престижнейшей театральной премии.

Несмотря на то, что театр уже дважды попадал в номинацию, оба спектакля – «Каприч’ио» и «Эдип» – отсматривались экспертами на выезде, не на родной сцене «Гулливера».

В зону пристального внимания экспертного совета на сей раз попал спектакль «Сияющая в ночи» японского режиссёра Ёити Нисимура, заинтересовавший экспертов по видеозаписи. В состав экспертной группы вошли Алексей Гончаренко – театровед, театральный критик, главный специалист Кабинета театров для детей и театров кукол Союза театральных деятелей России; Владимир Спешков – журналист, театральный критик, заместитель главного редактора газеты «Челябинский рабочий», председатель секции критиков Челябинской организации Союза театральных деятелей, и Алексей Киселёв – эксперт по драматическому театру фестиваля «Золотая Маска», театральный обозреватель журнала «Афиша-Воздух».

На встрече с журналистами эксперты «Золотой маски» пояснили процесс отбора, в котором они участвуют в течение всего года, отсматривая спектакли сезона 2014-2015 в записи и живьем – всего около 700 постановок!

– Фестиваль «Золотая Маска» существует более 20 лет, это национальная премия, которая присуждается раз в год в Москве, – начал с экскурса в историю Владимир Спешков. – Только однажды фестиваль проводился в Санкт-Петербурге. Он собирает афишу лучших российских спектаклей предыдущего сезона. Существует два экспертных совета: совет по музыкальному театру и совет по драматическому театру и театру кукол. В нашем совете 11 человек и работаем мы в течение года – с осени 2014 года. А завершим работу к 1 ноября. Весь этот год мы ездим по нашей необъятной родине, смотрим спектакли живьем и огромное количество в записи.

11 человек разных вкусов и разных поколений формируют некую объективную картину достижений российского театра за прошлый год. Судим мы по художественным критериям: уровню работы режиссера, сценографа, актерскому мастерству и насколько состоялся спектакль как событие, которое может быть интересно России и вообще миру.

Сначала мы смотрим спектакль в записи, и когда эта запись вызывает несомненный интерес, то часть совета командируется, чтобы увидеть все живьем и проверить первые впечатления. Позже с коллегами мы принимаем решение, принимать ли спектакль в афишу. Ваш спектакль вызвал несомненный интерес. Он высокого уровня и произвел на нас серьезное впечатление.

Алексей Гончаренко, большой знаток нашего репертуара (поскольку является постоянным участником фестиваля «Мечта о полете»), охарактеризовал «Гулливер» как смелый и передовой театр: «В разных городах я всегда говорю, что в Кургане находится сильный экспериментальный театр кукол. Ваши спектакли «Эдип», «Каприч`ио», «Паноптикон» я привожу в пример всюду как экспериментальные спектакли театра кукол».

По признанию экспертов, именно «Гулливеру» принадлежит пальма первенства в продвижении спектаклей в жанре «театр художника»:

– У «Золотой маски» есть номинация «Эксперимент», которая специально создана для спектаклей, которые широкий зритель еще не принимает, но в них видно зерно будущего развития театра, – рассказал Владимир Спешков. – И «Каприч`ио» в свое время был представлен в этой номинации, потому что тогда «театр художника» еще не был так широко распространен в театральном пространстве России. Но «Гулливер» (и не только он) наметил эту тенденцию, и сейчас «театр художника» переживает свой расцвет. В Красноярске, например, появился грандиозный художник Даниил Ахмедов, который создал спектакль-феерию «Алиса»…

В этом году среди театров кукол особенно большая конкуренция, отметили эксперты. И огромное количество заявок, и широкий спектр серьезных и интересных тем. На сто заявок только четыре номинации: «Лучший спектакль», «Лучший режиссер», «Лучший художник» и «Лучший актер».

– Бывает ли, что спектакль-номинант имеет успех у критиков, а у зрителей особой популярностью не пользуется?

Владимир Спешков: – Бывает. Цель фестиваля – отнюдь не собрать спектакли-шлягеры, хотя, как правило, так и получается. А то, что имеет безусловную художественную ценность.

Алексей Киселев: – «Золотая Маска» – это выбор ведущих экспертов страны, который показывает срез всего самого важного, что представляет собой современный профессиональный театр. Другое дело, что основная потенциальная зрительская аудитория рассматривает театр как место для развлечения, и это большая проблема театра. Фестиваль отвоевывает подлинные возможности и смыслы театрального искусства. Для экспертного совета нет критерия успешности постановки у публики.

Спешков: – Как раз «Золотая Маска» последних лет опережает зрительские предпочтения. За что ей в последнее время и достается: «не слишком понятно, путано, темно». Но в этом иногда проглядывают приметы завтрашнего дня.

– Театр будущего, каков он, в какую сторону идет движение?

Киселев: – Я пока могу судить только о драматическом театре. То движение, которое в широком обиходе именуется новой драмой, зачиналось в 90-е как маргинальное, вскрывающее какие-то социальные язвы. Несведущие в театре люди вообще полагали, что это какие-то отморозки просто раздеваются на сцене и ругаются матом. Но это направление новой драмы породило огромное количество новых театральных техник, которыми сегодня пользуются все театры страны.

Например, технику вербатим – вид документального театра с полным копированием окружающей действительности, монологов и диалогов реальных людей. Сейчас вербатим широко используется в театрах Тольятти, Екатеринбурга, Москвы. Это пример того, как лет 10 назад возникшее маргинальное направление стало сегодня одним из генеральных.

Поэтому можно делать прогноз на следующие 5-10 лет. Сегодня маргинальными считаются перфомативные, полухулиганские выходки независимых маленьких коллективов, которые существуют на отказе от традиций как психологического театра, так и европейского визуального перформанса. Это, как правило, новый театральный язык, основанный на ритме, слове и на глобальной пост-модернистской иронии, интеллектуально богатый, концептуально-философский. В Петербурге много подобных коллективов, живущих по подвалам и независимым площадкам. Это похоже на манчестерскую волну независимой рок-музыки 90-х, которую тоже никто всерьез не воспринимал, а в итоге это стало классикой мирового репертуара.

Эксперты поделились с присутствующей журналистской братией и печальными новостями.

– Важно отметить, что сейчас наш фестиваль переживает сложный период, связанный с пристальным вниманием к нему министерства культуры, – рассказал Алексей Киселев. – К сожалению, люди, которые не совсем понимают, с чем они имеют дело, сейчас пытаются оказывать влияние на художественную стратегию этого фестиваля. Сегодня министерство культуры активно навязывает фестивалю роль смотрин духовно-православной самодеятельности, спектаклей по пьесам низкопробных авторов.

– Успешно, много лет работающее дело вызывает желание прибрать его к рукам, – продолжил Владимир Спешков. – Причем все занимаются демагогией, говорят, что на фестиваль тратятся деньги государства. Нет никаких денег государства, как любила повторять Маргарет Тэтчер, есть только деньги налогоплательщиков. А это разные люди, и им интересны или режиссеры Серебренников и Богомолов, современные авторы, или Татьяна Доронина. Должно быть много разных цветов. Чтобы дать расцвести режиссеру Татьяне Дорониной, которая и без того давно известна, совершенно не обязательно задушить режиссеров Волкострелова и Диденко. Для этого есть масса других театральных пространств.

Как будет меняться фестиваль, станет известно уже 3 ноября. В 12 часов будут объявлены результаты, и мы узнаем, вошел ли спектакль «Сияющая в ночи» в число номинантов на «Золотую маску». Удачи «Гулливеру»!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *