Немецкие экспериментаторы представили в России антивоенный концерт-перфоманс

DSCN1913=

Культовая группа «Einstuerzende Neubauten» презентовала поклонникам альбом «Lament», посвященный столетию начала Первой мировой войны

Гастроли любимой группы, легенды мирового рока – немецких гениев экспериментальной музыки и отцов индастриала «Einstuerzende Neubauten» – для меня факт обязательный к посещению. Так уж повелось, что с их первого приезда в Россию в 1997 году моя встреча с немецкими рокерами стала доброй традицией. И неважно, что ради их выступления приходится ехать за тысячу верст – в Москву и Санкт-Петербург, зато впечатления от концертов как бесценные сокровища навсегда остаются в сердце и памяти.

Это надо увидеть и особенно – услышать! Чтобы спустя годы радоваться своей причастности к мировой музыкальной истории, сотканной из таких ярких полотен звуковых экспериментов и невероятной мощи их воздействия.

«Einstuerzende Neubauten» («Разрушающиеся новостройки») в этом году отметили свое 35-летие. А в прошлом году не обошли стороной другую юбилейную дату в истории (но уже по трагическому поводу): они посвятили 100-летию начала Первой мировой войны свой новый альбом «Lament» («Плач»), создав нетипичный и в то же время пробирающий до мурашек реквием жертвам мировой катастрофы.

Вот с этим-то альбомом музыканты и посетили Санкт-Петербург и Москву, обратившись с пацифистским рок-призывом к тысячам своих российских поклонников.

Страх и ненависть Первой мировой

Записанный в прошлом году альбом приверженцы нетрадиционных инструментов должны были презентовать российской публике еще в декабре 2014 года. Но, увы, случилось непредвиденное – легендарный фронтмен группы Бликса Баргельд сломал ногу во время концерта в Риме, и группе пришлось отменить запланированные концерты.

Этой осенью почитателям творчества знаменитого рок-коллектива повезло больше. Семь лет спустя после своего последнего визита в Россию «Новостройки» снова привезли вместо нормальных инструментов груды металлолома – две тонны разнообразного железа! И все это пело, ревело, скрипело, стучало, звучало на разные голоса в их невероятно-завораживающем и мрачноватом рок-спектакле.

«А вы ноктюрн сыграть смогли бы на флейте водосточных труб?» – задавал когда-то риторический вопрос без надежды на отклик поэт Маяковский, но «Einstuerzende Neubauten» всем своим творчеством доказали реальность поэтической фантазии. И спокойный ноктюрн, и яростный рок-забой, и торжественный реквием ими как волшебниками извлекаются из обычных предметов, явно не предназначенных для музицирования. Пионеры самого экспериментального рок-жанра заполнили сцену бочками, трубами, ведрами, пружинами, натянутыми на станке, установили железный стол…

Рок-инсталляция зазвучала тревожно и печально – вышедший на сцену питерского клуба «A2» Бликса Баргельд начал театрально-музыкальный перформанс под скрежет железа и бряцанье цепей с показа публике баннеров с надписями на английском. Философские мысли о войне, которая никогда не кончается и всегда терпеливо ждет своих жертв, стали визуальным сопровождением жуткой какофонии сражений – так звучала «Kriegsmaschinerie» («Машинерия войны»).

Немецким гениям удалось вместить в музыкальный памфлет-перформанс звуковые картинки ужасов войны, мелодии немецкого кабаре 30-х годов, военные марши и гимны стран-участниц, ироническую композицию по мотивам переписки немецкого кайзера Вильгельма и русского царя Николая Второго, обращавшихся друг к другу по-братски «Никки» и «Вилли» (русского императора сыграл басист группы Александр Хаке, а за кайзера спел сам Бликса)…

С помощью пластиковых труб (каждая означала страну-участницу войны) «Нойбаутен» выткали впечатляюще звуковое полотно истории. Бликса пояснил: «Каждый удар представляет один день войны. Каждая страна, которая вступала в войну, звучит по-своему. Так звучит Австрия, Сербия, а вот это Россия…».

Честно говоря, все смыслы не вполне привычного выступления группы (хотя когда концерты «Новостроек» можно было назвать обычными?) открываются только слушателям с большой эрудицией, успевшим покопаться в музыкальных и исторических анналах, просвещенных в философском и религиозном планах… Но и тем, кому ничего не говорят, например, имена Пола ван ден Брока, Иосифа Плота и Пита Сигера, легко ощутить мрачную атмосферу войны, эхо которой до сих пор отзывается в разных точках планеты.

Участники группы, работая над альбомом, кстати, провели настоящее исследование, прослушивая сохранившиеся аудиозаписи воспоминаний бывших военнопленных в Университете Гумбольдта в Берлине и немецком архиве радиопрограмм, в альбом вошли и материалы из военного музея в Дрездене.

DSCN1877=

Впервые в своей истории «Einstuerzende Neubauten» выступали в сопровождении струнного квартета, причем трое из него были приглашенными российскими музыкантами. В Питере в состав «Новостроек» на время включился даже лидер группы «Торба-на-круче» Макс Иванов.

В разряд струнных инструментов на представлении «Lament» перекочевали причудливым образом и обычные костыли – на чем же еще играть искалеченным в боях солдатам?! Кроме того, немцы исполнили свой «плач» и на настоящих гильзах. И уже на «бис» звучала в сдержанном и трагичном исполнении Бликсы одна из самых трогательных антивоенных песен Марлен Дитрих «Sag Mir Wo Die Blumen Sind».

О прежних выступлениях «Новостроек» – неистовых и безумных – в концерте напомнила лишь яростная «Let’s Do It a Dada». Еще один «бис» и неповторимый спектакль-концерт был окончен. С ощущением сопричастности к великому зрители неохотно покидали зал. А на следующий день все для меня повторилось уже в московском клубе «Yotaspace», у которого выстроилась необозримо длинная очередь желающих попасть на концерт рок-легенды.

Светлые люди и черная комедия

Организовали приезд «Новостроек» в Россию мои теперь уже давние добрые знакомые – компания «Светлая музыка», где работают на редкость симпатичные, светлые люди. Ее директор Илья Бортнюк признался, что, привозя «Новостроек» в Россию, исполняет собственную мечту: «Я слушаю эту группу лет 25. А концерт их мы впервые провели в 2004 году. С ними прекрасно работается, все очень четко организованно, отличные люди! То, что я организую гастроли «Einstuerzende Neubauten», входит в мою личную галерею достижений, это то, чем я горжусь. Конечно, я всеми концертами, которые мы сделали, горжусь, а их сотни. Но самых дорогих для меня чуть больше десятка, и «Нойбаутен» в этом ряду – великая группа. Она уже принадлежит вечности, а когда ты прикасаешься к вечности, ты всегда испытываешь ни с чем несравнимое удовольствие».

Прикоснуться к «вечности» и в Питере, и в Москве пришли многие известные рок-музыканты страны. По старой традиции мы всегда встречаемся и обнимаемся на концертах «Einstuerzende Neubauten» с Женей Федоровым и Александром Дусером (в прошлом участники известного рок-коллектива «Tequilajazzz»). А за процессом координации технических служб я застала великого Севу Гаккеля – легендарного виолончелиста «Аквариума» первого состава, основателя не менее легендарного рок-клуба «TaMtAm». Его я не преминула немного «попытать». «По «Там-Таму» я не скучаю, – рассказал мне Всеволод Яковлевич. – Это совершенно разные эпохи, и я сейчас в совершенно иной возрастной категории. Тогда у меня был какой-то всплеск бредовых идей и сумасшедших фантазий. И я никогда в жизни не стал бы повторять этот опыт. Сейчас я всего лишь рад тому, что у меня есть работа и она сопряжена с музыкой. Это большая удача. Мне 62 года, и многие люди в моем возрасте никакой работы найти не могут. С 2012 года я еще запустил питерское отделение международного интернет-ТВ-проекта Balcony TV. Там я выкладываю еженедельно всю ту новую музыку, что попадается мне на глаза. Рекомендую!».

А в Москве после концерта я встретила участников группы «Умка и Броневичок» и лично Умку (Аню Герасимову) с раритетным виниловым диском «Новостроек» в руках. Музыканты признались в любви и к «Нойбаутен», и к Кургану, в котором однажды уже выступали и мечтают выступить еще.

Ну а с главными героями своей статьи я успела пообщаться в аэропорту, куда приехала встретить группу. Там, сидя за барной стойкой, Бликса мне рассказал последние новости из личной жизни, демонстрируя фото красавицы дочки (Анна пошла во второй класс, отлично учится и говорит на немецком и китайском), и жизни творческой. Давний друг «Новостроек», их бывший менеджер Клаус Маек снял про них и других героев немецких безудержных 80-х полудокументальное кино «B-Movie: Шум и ярость в Западном Берлине». Другой режиссер – Оскар Релер – выпустил в этом году художественный фильм «Смерть хиппи! Да здравствуют панки!». «Там меня и Ника Кейва играют актеры. Но актер, исполнивший роль Кейва, сыграл его гораздо лучше, чем тот, что играл меня, – рассмеялся Бликса. – В общем, о нас сняли черную комедию, посмотри, чтобы повеселиться».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *