Послесловие к премьере Курганского драматического театра

IMG_3196

Исполнители главных ролей в спектакле «Соло для часов с боем» поговорили о важности внимания к близким людям

Искреннюю зрительскую признательность и любовь вызвала прошедшая недавно в Курганском драматическом театре негромкая премьера лирической комедии «Соло для часов с боем» по пьесе словацкого драматурга Освальда Заградника в постановке питерского режиссера Егора Гришина.

Негромкая — не потому что не звучали овации, а потому что постановка предполагала камерность, даже интимность зрительского восприятия, особую внимательную атмосферу сопереживания.

Спектакль о чудаковатых стариках, живущих непростой жизнью и не находящих понимания у своих родных, но при этом не теряющих оптимизма и веры, растрогал представителей всех поколений, а самых чувствительных даже заставил прослезиться.

В драмтеатре и за его стенами до сих пор не стихают разговоры о новом спектакле, вот и журналистам Кургана выпала еще одна возможность обсудить постановку и поговорить о ее глубинных смыслах с исполнителями главных ролей.

Сергей Радьков, заслуженный артист РФ, сразу подчеркнул большую значимость пьесы для современности: «В 1974 году пьесу поставили на потрясающих мхатовских стариков, которые сидели  без дела, – Михаила Яншина, Алексея Грибова, Ольгу Андровскую, причем она уже была очень больна,  у дверей театра постоянно дежурила «скорая». Но у наших актеров тоже есть свои истории, они — личности безумно интересные и им есть о чем рассказать. Потому что эта пьеса, как мне кажется, требует личностного отношения. У нас у каждого есть своя история, которую через предложенные нам роли, характеры, мы пытаемся передать зрителю, и которая будет интересна именно сегодня. У этой пьесы, судя по афишам многих театров, где она появилась, открылось второе дыхание. Видимо, потому что тема отношений поколений сейчас стоит очень остро. И мы видим по новостям, репортажам, что этому очень много внимания уделяется, и что очень многое уже упущено. У пьесы есть важный посыл: нужно добиваться сохранности личностной, ведь сохранить достоинство намного важнее любых карьерных достижений. Важно не обидеть рядом живущего. Как говорит герой Анатолия Ивановича Кононова, можно подняться до таких вершин, просто честно делая свое дело, любя жизнь и людей».

Камерный спектакль держит артистов и зрителей на расстоянии вытянутой руки, когда глаза смотрят в глаза, и каждое движение души легко прочувствовать и по ту, и по другую сторону рампы.

— Хотя мы находимся так близко, но как ни странно, это абсолютно не мешает игре, — рассказывает Анатолий Кононов. — Потому что зрители смотрят завороженно, внимательно, в полной тишине. И здесь актеру уже нельзя врать – малейшая фальшь видна. Все должно быть по правде, от души.
Своими впечатлениями поделилась и Татьяна Терехова, исполнительница роли пани Конти: «Когда я прочитала пьесу, я побоялась, что это будет скучно и неинтересно зрителям. Но пришел молодой режиссер Егор Гришин и сказал: «Не волнуйтесь! Все будет хорошо!». И я поверила. Чем мне интересны персонажи? Эти герои до старости остались детьми, сохранив очень непосредственное восприятие мира и доверие к нему. Они не потеряли этого доверия, несмотря на то, что Абель произносит очень печальный текст: «За жизнь, погибшую в шахте лифта». Но все-таки за жизнь! Их судьба не была радужной, в ней было много печалей, но, тем не менее, они не замкнулись, не ушли в себя, остались открыты миру, они умеют радоваться, в них сохранились «детскость» и непосредственность. Особенно в моей пани Конти. Она, наверное, и объединяет этих людей своим оптимизмом. Сторонним людям она может показаться «немного с приветом», но эта женщина умеет своей внутренней радостью одаривать окружающий мир. И это очень ценно. Особенно в наше жестокое и напряженное время.

Иван Дробыш, заслуженный артист РФ, добавляет: «Когда я посмотрел МХАТовский спектакль, мне показалось, что это специально на этих актеров написали пьесу. Я не мог кого-то других в их ролях представить. А когда у нас пошла работа, выяснилось, что я очень ошибался и в себе, и в коллегах!».

— У нас другая индивидуальность, мы — другие актеры. Режиссура тоже поменялась. Это настолько разные спектакли, что их даже не нужно сравнивать, — считает Татьяна Филипповна.

Для тех, кто еще не видел спектакль, актриса дает очень важное напутствие:  «Мы часто не видим окружающих людей. Я, например, не знала своего папу, прожив рядом с ним многие годы. И в какие-то моменты он мне вдруг открывался в таких вещах, за которые я до сих пор ему благодарна. Мы должны быть внимательнее к окружающему миру, к окружающим людям. Тогда мы увидим в людях их положительные качества. Просто мы пока не умеем их замечать. Надо учиться видеть и слышать друг друга».

Вечные вопросы одиночества, непонимания поколений дедов, отцов и детей, внимания к близким людям, поднятые в новой постановке с нежной трогательностью и тонким юмором, будят в душах дремлющие чувства. И пока часы идут, пока есть время все исправить, готовы обратить сердца зрителей к свету бескорыстной любви.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *