Отличает ли зауральцев «разумное финансовое поведение»?

IMG_1836

Об этом шла речь на пресс-конференции в Управлении Роспотребнадзора по Курганской области

На днях в Курганском филиале Академии труда и социальных отношений прошел открытый урока для студентов 3-4 курсов, обучающихся по направлениям «Финансы» и «Юриспруденция». Его провела заместитель начальника отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Курганской области Марина Григорьева.

Формирование принципов разумного финансового поведения, повышение уровня финансовой грамотности, в том числе, помимо особенностей предоставления о тех или иных финансовых услугах, и умение формировать семейный бюджет – сегодня основная задача правового просвещения, пояснила Марина Дмитриевна цель урока.

Она также разъяснила студентам, что под «финансовыми услугами» понимается не только банковский кредит, но и приобретение договора страхования, покупка полисов автогражданской ответственности, отношения с потребительскими кооперативами и организациями, предоставляющими краткосрочные займы.

Каждому из этих направлений посвящен отдельный буклет и плакаты, которые были вручены студентам и преподавателям в конце встречи.
И сам урок, и раздача информационной печатной продукции прошли в рамках масштабного проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию образования в Российской Федерации», который с 2011 года реализуется Минфином России при взаимодействии с Роспотребнадзором, Банком России, Минобрнауки РФ, министерством экономического развития и др.

Подробно о целях и путях реализации этого проекта журналистам рассказали на пресс-конференции, состоявшейся в Управлении Роспотребнадзора по Курганской области.

Защита прав потребителей финансовых услуг является приоритетным направлением в деятельности Роспотребнадзора, подчеркнул Данил Вильдяев, начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Курганской области.
В последние годы вопрос о необходимости просвещения потребителей в финансовой сфере приобрел большую актуальность: проводились Всемирные дни защиты прав потребителей под девизом «Наши деньги – наши права», «Потребители – за честные финансовые услуги», компания «За честный выбор финансовых услуг».

Об актуальности проблемы говорит и количество поступивших в Управление Роспотребнадзора обращений граждан.

— За 9 месяцев 2015 года мы получили более 300 обращений, посвященных данной теме, — сообщил Данил Вильдяев. — По результатам их рассмотрения в защиту интересов потребителей подано 9 исковых заявлений в суд. Кроме того, Управление вступало в судебные дела и давало заключения в целях защиты прав потребителей; по результатам рассмотрения этих судебных дел в пользу граждан присуждено около 400 тысяч рублей. Также по обращениям зауральцев проведено 45 контрольно-надзорных мероприятий, в том числе административных расследований; по их результатам составлено 27 протоколов об административных правонарушениях. Вынесено 18 постановление о привлечении виновных лиц к административной ответственности на общую сумму боле 200 тысяч рублей.

В 2012 году проблема защиты прав потребителей в финансовой сфере впервые была обозначена на государственном уровне – этой теме было посвящено заседание Госсовета РФ, напомнили организаторы пресс-конференции.

Почему необходимость решения проблемы встала на государственном уровне?

— Потому, что, как показывает статистика, наши потребители не имеют достаточного уровня финансовой грамотности, — ответила на этот вопрос Марина Григорьева, заместитель начальника отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Курганской области. — Как показали исследования, проведенные Национальным агентством финансовых исследований и Фондом общественного мнения, 30% россиян вообще не сравнивают условия получения финансовых услуг от разных финансовых организаций; 60% бездействуют при конфликте с финансовыми структурами — соглашаются с тем, что предъявляют банки, но ведь и банк бывает не прав, и надо хотя бы попытаться разобраться.

Еще одна причина финансового просвещения — распространение микрофинансовых организаций. Люди не задумываются над тем, во что им выльется предлагаемый такими организациями «выгодный» кредит. 1% в день — конечно, это привлекает. Но редко кто может выплатить кредит в срок. И накручивается до 1000 % (!) годовых.

Марина Дмитриевна также привела данные Всемирного банка, исследовавшего  семейный блюжет стреднестатистического россиянина. Оказалось, что 30% заработанных денег у гражданина РФ бесследно исчезают, то есть наши соотечественники не могли сказать определенно, на что они потрачены.

— Финансовая грамотность – это не только знать свой права и «проценты годовых». Нужно уметь вести свой личный финансовый бюджет, быть финансово грамотным и в формировании своих доходов и расходов. И тогда не будет 30% неизвестно куда исчезнувших денег, — подчеркнула Марина Григорьева. — Нужно иметь «подушку финансовой безопасности»– на всякое «вдруг» должны быть какие-то накопления.

В рамках просветительской деятельности Управлением с начала года проведено более 3 тысяч публичных мероприятий, в том числе – дано 2300 консультаций в сфере защиты прав потребителей; опубликовано более 600 информационных материалов на сайте, в СМИ, на информационных стендах и т.д.; проведено 52 факультативных урока в школах, в вузах и средних профессиональных учебных заведениях, а также в университете третьего возраста для пожилых людей, в школе потребителей при библиотеке имени Маяковского.

При проведении данных мероприятий 175 потребителям была оказана помощь в составлении исковых заявлений.

Сделать просветительскую работу более системной, глубокой, а значит, и более эффективной, и призван проект «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».

Цели проекта — содействовать формированию у российских граждан разумного финансового поведения, обоснованных решений и ответственного отношения к личным финансам, повысить эффективность защиты их прав как потребителей финансовых услуг.

И поступившие в рамах проекта печатные информационные материалы — плакаты, буклеты, брошюры – будут взяты в работу сотрудниками Управления, а также поступят в библиотечную систему, в МФЦ, в центр занятости населения, в образовательные и молодежные организации.

С ними можно познакомиться и на сайте Управления Роспотребнадзора по Курганской области – 45.rospotrebnadzor.ru — в закладке «Дружи с финансами». Здесь можно не только прочитать все печатные материалы, но и распечатать их.

Для активизации просветительской работы с населением с 23.10.2015 по 23.11.2015 года  Управлением Роспотребнадзора по Курганской области организованы и проводятся «Дни финансовой грамотности», в плане которых: факультативные уроки высших и средних учебных заведениях города и области, «рабочие встречи» в трудовых коллективах.

Со 2 по 6 ноября будет работать телефонная «горячая линия», которая охватит не только г. Курган, но и все районы области.

А 10 ноября с 10.00 до 12.00 часов начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Курганской области Данил Вильдяев проводит личный прием потребителей в общественной приемной.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *