Освободите музыку от нот

schmelkov

К этому курганских музыкантов призывали гости из Москвы

III Областной фестиваль «Играют студенты Российской академии музыки им. Гнесиных» завершился мастер-классом баяниста Семена Шмелькова.

Молодой, но уже признанный российским и зарубежным музыкальным сообществом исполнитель, с курганскими дарованиями говорил по-простому, без назидательного тона «маэстро» и тени высокомерия. Он раскрывал свои секреты владения инструментом, учил детей освобождать музыку от нот и дарить мелодии свободу.

Ошибаясь и начиная раз за разом сначала, пытаясь безупречно выполнить рекомендации именитого педагога, юные музыканты, затаив дыхание, извлекали из инструмента звуки. Занятие длилось больше часа, но дети были готовы работать и дольше, только пальцы уже не слушались – руки требовали отдыха. То, чего добивался выпускник Гнесинки от ребят – особую певучесть инструмента, яркость исполнения – они в дальнейшем продемонстрируют на сцене альма-матер – Курганского областного музыкального колледжа имени Д.Д. Шостаковича.

— Да простят меня специалисты других консерваторий, но гнесинская кафедра баяна и аккордеона, струнных групп, на мой взгляд, лучшая в мире, — сказал на закрытии фестиваля Михаил Рычков, директор курганского музколледжа.

– Мы с вами счастливые люди – имеем возможность видеть и слышать  в нашем зале самых ярких музыкантов современности. Каждый концерт фестиваля не был похож на предыдущий, но все они были связаны единой нитью – ювелирной отточенностью каждой ноты. В следующем году мы снова проведем фестиваль,  для нас он стал хорошей традицией. Какими будут эти встречи, кто из исполнителей приедет, пока сказать сложно. Но идеи уже есть, переговоры скоро начнутся.

В этом году фестиваль длился больше месяца. За это время на сцену курганского колледжа поднялись лауреаты международных конкурсов Сергей Луран (аккордеон), Петр Бабин и Толеген Какимов (оба баянисты), Бауыржан Мукажанов (домра), завершил вереницу талантов баянист Семен Шмельков, также победитель много численных конкурсов, старший преподаватель РАМ им. Гнесиных.

Слушателям Семен предложил абсолютно новые прочтения знаменитых мелодий, а также неизвестные произведения именитых композиторов. Чего стоят «Пестрые страницы» профессора Московской консерватории Романа Леденева. Много лет назад, еще в 1959 году, после долгих уговоров он согласился написать несколько детских пьес, попробовал одну, другую, третью,  через пять лет их было уже триста. «Утренняя песенка», «Старинная песенка», «Песенка без слов», «Канон»- короткие сочинения, словно детские игрушки, каждая по своему хороша. Или пьесы из альбома Александра Гречанинова «Бусинки»: в них слышишь и детский смех, и плач,  радостный визг, искреннее недоумение и разочарование.

— Музыка для детей и детский репертуар стали особенно актуальными именно в наше время, — отметил на концерте Семен Шмельков.  – Фридрих Робертович Липс, известный российский баянист, первым сказал о том, что современная баянная музыка в большей степени предназначена для взрослых артистов, способности маленьких исполнителей в ней не учитываются. По инициативе Липса была издана хрестоматия для детей, в которую вошли лучшие сочинения ныне живущих советских и российских композиторов.

Семен из тех музыкантов, кто находится в постоянном поиске нового и захватывающего материала. Баянист ищет мелодии как среди архивов, так и в прямом общении с авторами. Исключением не стала и жена баяниста — композитор Ольга  Чистохина. Первое ее сочинение появилось в репертуаре московского музыканта еще в 2006 году («Элигическая поэма»),  с тех пор исполнитель постоянно сотрудничает с супругой  («Сказал, что без ее музыки баянистам одиноко») и творческий тандем регулярно  удивляет слушателей новыми современными произведениями.

Добрался Семен и до признанных гениев – знаменитую «Пляску Смерти» Камиля Сен-Санса изменил так, вернее, вернул ей настолько близкое к оригиналу звучание, что даже маститые  музыканты не узнают в этой мелодии знакомую во всем мире музыку. Традиционно «Пляска Смерти» исполняется в транскрипции венгерского композитора Ференца Листа, в голову же московскому баянисту пришла идея сделать переложение с партитуры и постараться максимально приблизиться к оригинальному звучанию произведения. По мнению Семена Шмелькова,  Лист позволил себе много того, чего Сен-Санс не закладывал в сочинение.

Под занавес концерта прозвучал «Большой хроматический галоп» Листа, произведение, как признался сам Шмельков, которое «каждый раз исполняется как в последний». Прозвучало оно блестяще, зал ликовал и требовал Семена на бис. Музыкант еще раз вышел на сцену («Я готов, но если не хватит сил доиграть до конца, заранее прошу прощения»), и «Пчелкой» Франца Шуберта поставил яркую точку в завершении областного фестиваля.

Фото предоставлено Курганским областным музколледжем им. Д.Д. Шостаковича.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *