В Курган привезли «Кающуюся Марию Магдалину» Рубенса

IMG_4932

Знаменитый шедевр великого фламандца был обнаружен на Урале три года назад во время реставрации

Коллега по перу каждые пять минут взволнованно повторяла: «Ой, неужели, правда, Рубенса сегодня увижу?». Ей никак не верилось, что такая встреча с подлинным шедевром великого фламандца возможна у нас в Кургане.

И однако чудеса случаются куда как большие: как то, что стало мировой сенсацией в 2012 году, когда в маленьком уральском городке Ирбите в запасниках музея в картине, до сих пор считавшейся только копией, был открыт подлинник Питера Пауэла Рубенса. После реставрационных работ было обнаружено, что оригинал полотна «Кающаяся Мария Магдалина с сестрой Марфой»  (1618-1620 гг.) находится в музее маленького уральского городка (всего 37 тысяч жителей!), а не в Венском художественно-историческом музее, как считалось раньше.

Ее-то – знаменитую «Магдалину» – и встречали курганцы, затаив дыхание от почти священного трепета перед живописной мощью.

IMG_4855

В областном художественном музее красное покрывало с огромного холста (150 на 180 см) было сброшено перед публикой, и восхищенным взорам открылся возрожденный шедевр. Подлинник Рубенса привезли к нам в рамках межрегионального выставочного проекта «Возвращение шедевра. Выставка одной картины» из собрания Ирбитского государственного музея изобразительных искусств.

IMG_4806

История картины в будущем еще обрастет мифами, как это полагается каждой легенде, но реальность всегда интереснее. Валерий Андреевич Карпов, генеральный директор Ирбитского государственного музея изобразительных искусств, рассказал, что во времена царской России картина украшала богатую коллекцию выдающегося питерского хирурга Якобсона, специалиста по мужским болезням, врачевавшего когда-то и членов царской семьи. В революцию шедевр был экспроприирован, подвергся весьма грубой и неумелой реставрации, отчего новым владельцам не удалось продать картину за рубеж. Шедевр определили как копию и отправили в отдел антиквариата.

В Эрмитаж картина поступила только в 1931 году, считаясь копией. Пролежав долгие годы в запасниках, была передана в 1976 году в числе десяти копий в дар от Эрмитажа Ирбитскому государственному музею изобразительных искусств.

— Я уже тогда, изучая поступившую к нам живопись, обратил внимание, что как минимум две картины из этого десятка – «Портрет инфанты Изабеллы» Ван Дейка и «Кающаяся Мария Магдалина с сестрой Марфой» Рубенса, несмотря на всю грязь, на все утраты красочного слоя, на то, что они были очень сильно залиты лаком, могут быть подлинниками. Там все-таки проглядывали островки очень хорошей, мастеровитой живописи, — вспоминает Валерий Андреевич.

IMG_4771

Как выяснилось, директор музея был абсолютно прав. Обе картины оказались подлинниками. Правда, копить деньги на их реставрацию пришлось годами. И только в 2012 году начались реставрационные работы картины Рубенса.

— Края картины были вздуты, существовала серьезная угроза утраты живописи, — вспоминает директор Ирбитского музея. — Реставратор Антонина Наседкина укрепила края рыбьим клеем. И по моей просьбе с правого глаза Марии Магдалины она сняла четыре слоя лака, почистила грязь. Как только открылся чистый глаз, я запрыгал вокруг картины в диком восторге: «Тонечка, ты открыла подлинного Рубенса!».

Именно в глазе видна главная технология Питера Пауэла Рубенса. Только он так писал глаза и никто другой. Чтобы написать влажные, красные плачущие глаза, он вокруг глаза, вокруг зрачка клал красный тон, а потом по нему писал телесным тоном. И красный тон как бы просвечивал сквозь телесный, веко становилось набухшим. Сквозь слезу даже видны поры на коже — настолько это ювелирная работа, что сомнений никаких не осталось.

IMG_4984

В мае 2013 года Ирбит посетила главный специалист и хранитель фламандской живописи Государственного Эрмитажа Наталья Грицай. Она не только подтвердила подлинность картины и принадлежность ее руке великого фламандца, но заключила, что в исполнении картины принимали участие два лучших ученика Рубенса. Антонис ван Дейк исполнил лицо сестры Марфы, а Якоб Йорданс тщательно прописал остальную фигуру Марфы и ее сложенные на груди руки. Таким образом, картина из Ирбита оказалась плодом совместного творчества сразу трех великих мастеров!

Сенсационная новость облетела весь мир, и в Вене вынуждены были снять похожую картину с экспозиции и переместить ее в запасник, — по словам австрийцев, «для дальнейшего изучения».

Приезд шедевра «короля художников» в Курган — уникальное событие для художественного музея и нашего города. Тем более что увидеть подлинник создателя стиля барокко посчастливилось лишь некоторым городам уральского региона – выставка в прошлом году побывала в Нижнем Тагиле, Уфе, Челябинске, Каменске-Уральском. В этом году ее принимают Тюмень, Курган и Екатеринбург. Затем «Кающаяся Мария Магдалина с сестрой Марфой» вернется в Ирбит и вряд ли еще отправится в дальнее путешествие.

IMG_4862

Картина Рубенса – одна из самых больших ценностей, гостивших в Кургане, потому она защищена тройным пуленепробиваемым стеклом. По подсчетам экспертов стоимость картины равна шестилетнему бюджету Ирбита.

Полюбоваться на это сокровище в Кургане можно будет до 13 марта 2016 года.

Фоторепортаж Александра Алпаткина.

Подписывайтесь на наши новости в Телеграм

Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *