В Кургане выступил дуэт виртуозных баянистов из Новосибирска

IMG_5128

«История баяна только начинается», — считают музыканты дуэта «SiB-Duo»

В Курган этот жизнерадостный дуэт музыкантов из Новосибирска приезжает уже во второй раз, с новой программой и новым названием. Андрей Битюцких и Александр Сироткин, прежде называвшиеся «Сибирским дуэтом баянистов», сегодня именуют себя «SiB-Duo». В названии спрятаны инициалы их фамилий и намек на место происхождения музыки — сибирской по мощи, но очень теплой, порой даже горячей по темпераменту и задору, несмотря на суровость климата.

Джаз, классика, народные песни в исполнении дуэта баянистов «SiB-Duo» звучат неожиданно свежо и актерски обыгрываются так, что за исполнением молодых и харизматичных музыкантов следишь с неустанным и восхищенным вниманием. Эмоции в зале меняются от ностальгических, когда и слезу смахнуть украдкой не грех, до позитивно-восторженных, щедро сдабриваемых взрывами хохота в ответ на комические номера на сцене.

IMG_5259

В первый раз баянисты выступали в нашей филармонии еще в качестве дебютантов, набирающихся сценического опыта. Сегодня это мастера своего дела, победители всевозможных конкурсов, обладатели «Кубка мира» и «Трофея мира», лучшие из лучших.

Баяны в руках дуэта с легкостью заменяют клавесин в музыке Генделя, быстрые и талантливые руки заставляют танцевать и кружиться в стремительном вихре мелодию Скарлатти. «Наваждение» Прокофьева может стать наваждением для любого баяниста – столь эмоционально насыщенное и экспрессивное  исполнение классики на баяне для кого-то высший пилотаж творческих исканий. За душу берет, болью отзывается в сердце красивая и печальная мелодия из оперы Глюка «Орфей и Эвредика». Темпераментный Сарасате, живой и мощный Хачатурян, задумчивый Пьяццолла – все стили, краски и оттенки музыки подвластны талантливым музыкантам.

Небольшие преображения в облике – шляпа, бабочки, смена позы и маракасы в руках, и кажется, мы перенеслись на улочку Милана, где веселые итальянцы играют нам уличный джаз. Дуэту баянистов джаз очень к лицу, они легко входят в кураж и с полоборота заводят публику, щедро награждающую их криками «Браво» и овациями.

IMG_5374

Еще одно смелое преображение случается на обработке народных «Деревенских наигрышей». Александр надевает платочек и превращается в симпатичную сельскую девчоночку, а Андрей в фуражке с цветком застенчиво заигрывает с «прелестницей» при помощи разудалых наигрышей. Восторгу публики нет предела.

IMG_5380

За кулисами я успела попытать ребят и выяснила некоторые подробности их биографии и смелых творческих поисков. Сегодня сибирский дуэт баянистов  «SiB-Duo» — самостоятельный проект, вышедший из состава филармонии.

Выбор иностранного названия объясняют так:

— На баяне играют везде, поэтому и название у нас международное, — рассказывает Андрей Битюцких. — Если честно, баян – не русский народный инструмент. Он стал народным в России, потому что наш народ его очень любил, особенно в советское время. Его доступность, возможность взять его куда угодно и легкость в аккомпанировании сделали его бесконечно любимым в нашей стране.

Александр Сироткин: — Великая Отечественная война также способствовала его популярности. Но вот фортепиано и скрипку мы не можем назвать чьими-то народными инструментами, хотя где-то же они были созданы. Так и здесь: баян перерос принадлежность к одному народу.

Андрей: — К развитию этого инструмента приложили силы массы людей и народов за более чем столетнюю историю. А конструкция до сих пор дорабатывается, вносятся какие-то изменения. Это один из самых технически сложных инструментов. Сложнее, пожалуй, только орган. В нашем баяне около 12 тысяч деталей, которые собираются вручную, и более половины из них вытачивается вручную.

IMG_5491

— Баян, конечно, довольно старый инструмент. А что-то в нем еще можно открыть, внести какое-то новаторство в эту музыку?

Александр: — В том и дело, что у баяна, домры, балалайки, так называемых «русских народных инструментов», еще все впереди. В фортепиано уже много всего найдено, на этих же инструментах, в частности музыки для дуэтов практически нет. Шалаев и Крылов написали много произведений для дуэта. Но это были в основном обработки русских, украинских и белорусских народных песен, а серьезного классического репертуара не существовало. У нас по большому счету не два инструмента, а четыре. Потому что в правой и левой руке баяны совершенно разные по тембру звучания, то есть в нашем дуэте «четыре музыканта».

— Значит вы – квартет?

— Ну да. И мы — два дирижера к тому же. Имея 15 регистров, разные возможности, мы постоянно экспериментируем.

Андрей: — Это единственный полноценный музыкальный инструмент, на котором можно сыграть концерт без аккомпанемента и без поддержки практически в любой точке Земли. Ни один другой инструмент на такое не способен. Мы можем взять баян и на Северном полюсе на нем играть. Скрипка, например, нуждается в поддержке.

IMG_5332

— Готовы выступить на Северном полюсе?

Андрей: — Все может быть! Сегодня родилась идея (смеется). Морозы нам не страшны.

Александр: — Сейчас мы играем много барочной музыки и делаем так, чтобы эта музыка звучала так, как будто она была написана для дуэта. То есть сделать так инструментовку, переложение, чтобы они нисколько не уступали клавесину или фортепиано. Конечно, есть трудности в переложении. Вот мы думаем, как сделать Генделя, не подражая скрипке, но чтобы это было так же убедительно. Нужно сыграть так, будто это для нас и написано.

— Как вы подбираете программу, на что вы ориентируетесь?

Александр: — Раньше мы подбирали программу по принципу «где-то что-то услышал»: «О, классно! Давай играть!». Начинали, как все в процессе обучения, с популярной классической, романтической, эстрадной музыки. А сейчас появляется потребность в музыке, специально для нас написанной. Мы знакомимся с композиторами, привлекаем их к сотрудничеству. Жанр развит слабо, а нам хочется именно оригинальной музыки. Играя музыку в переложениях, как бы это ни было замечательно сыграно, у публики возникают вопросы – музыка ведь субъективное искусство. А к оригинальной музыке претензий меньше, ее просто слушают, не вынося суждений.

IMG_5321

— Когда вы заказываете музыку для вашего дуэта, даете ли композиторам особые указания? Например, чтобы была похожа на музыку того же Генделя или на группу Radiohead»?

Александр: — Сейчас мы заказали писать концерт для двух баянов с симфоническим оркестром известному молодому композитору-баянисту Артему Нижнику. Он пишет для нас концерт в трех частях. Да, мы с ним обсуждаем, что это будет. Вот, во второй части, например, известнейшие русская и украинская песни будут перекликаться. Первая часть будет написана в стиле Бартока, а над третьей частью он пока думает. Есть еще Виктор Новиков, который много написал для соло-баяна. Мы играем его джазовые, шуточные произведения. Он сейчас тоже пишет для нас.

Так что, возможно, дуэт в следующий раз приедет к нам с новой программой (и, может, даже с симфоническим оркестром).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *