Кургану требуются «низкополы»

IMG_1847=

Перспективы развития общественного транспорта обсудили на «круглом столе»

Если ты относительно молод, более-менее здоров, обладаешь неплохой реакцией и не жалуешься на вестибулярный аппарат, то для тебя сложно придумать более подходящую модель общественного транспорта, чем та, которая сегодня существует в Кургане.

Однако, далеко не все жители нашего города могут похвастаться такими качествами: пожилые люди, инвалиды, мамы с маленькими детьми и колясками… Как же быть с ними, что сделать для того,чтобы курганский общественный транспорт стал удобен и для таких групп населения?

Эта и многие другие темы обсуждались в минувший вторник на «круглом столе» под названием «Муниципальная маршрутная сеть сегодня и завтра».

Автобусы против пробок

В мероприятии приняли участие руководитель администрации города Александр Поршань и три его заместителя: Елена Иванова, Сергей Заскалькин и Андрей Жижин, депутаты городской Думы, члены курганской Общественной палаты, руководители транспортных предприятий.

Открывая «круглый стол» глава города Сергей Руденко напомнил о том, что недавно, в начале декабря, была организована «горячая линия», в ходе которой курганцы могли высказать свои замечания городским властям по поводу организации пассажирских перевозок. Среди нареканий: нарушение графика перевозок, отсутствие остановочных комплексов, качество обслуживания пассажиров «экипажами» автобусов и многое другое.

Со своими предложениями по поводу организации транспортного сообщения обращаются крупные предприятия Кургана. Как эти замечания, так и анализ ситуации, проведённый уже самим городским руководством и стали поводом к проведению «круглого стола».

Во вступительном слове Сергей Руденко отметил, что одна из основных задач заключается в том, чтобы сделать общественный транспорт доступным для маломобильных групп населения.

Директор МКУ «Транспортное управление» Лев Сомов выступил с обстоятельным докладом о том, как организованы пассажирские перевозки сегодня и о том, что предстоит сделать завтра. «Обстоятельный» — не значит скучный. Хотя цифр там было более чем достаточно, они очень показательны и интересны, особенно для урбанистов, но и рядовым пассажирам не будет лишним с ними ознакомиться.

IMG_1617=

Лев Сомов сообщил, что в Кургане ежедневно работает порядка 430 автобусов на 63 маршрутах. На сегодняшний день специалисты, рассматривая концепцию развития городского транспорта, в первую очередь выделяют проблему качества обслуживания пассажиров, поскольку для того, чтобы общественный транспорт использовался чаще и более качественно, он должен не утратить свои главные преимущества: скорость, комфорт, доступность.

Но, по мнению директора транспортного управления,  хотя качество обслуживания пассажиров и стоимость проезда имеют тесную взаимосвязь, увеличение последней не всегда соответствует улучшению первого. Чтобы конкурировать на равных с личным автотранспортом, транспорт общественный должен подвергнуться коренному усовершенствованию. Это, кстати, в интересах самих автовладельцев: специалисты-транспортники уверены в том, что проблему пробок не решит ни строительство новых дорог, ни совершенствование организации дорожного движения, если только они не будут включать в себя мероприятия по развитию чётко функционирующих систем городского транспорта общего пользования.

Однако тренд, как принято сейчас говорить, совершенно другой. Число курганцев, которые пользуются общественным транспортом, за десятилетие  сократилось почти на две трети, точнее на 64 процента. Причины понятны: почти поголовная автомобилизация, сокращение рабочих мест на производственных предприятиях, а также уменьшение населения города.

Соответственно, сокращалось и количество маршрутов, Как отметил Лев Сомов, оно проводилось в связи с тем, что маршруты от 70 до 100 процентов дублировали друг друга. Кроме того, повлиял и переход с «ГАЗелей» на «ПАЗы». Поэтому в Кургане десять лет назад  было 146 маршрутов, а в прошлом году осталось только 63. Так же менялось и число перевозчиков: со 124 до 28 в 2015 году. Вслед за этим постепенно сокращалось и количество транспортных средств: от 840 единиц до 434 в настоящее время.

IMG_1679=

Дальнейшая информация, которую предоставил директор транспортного управления, касалась основных характеристик городской маршрутной сети.
Протяженность муниципальной маршрутной сети практически не менялась за последние несколько лет, но с остановкой троллейбусных маршрутов немного уменьшилось и составляет теперь 1169,6 км (в 2012 году — 1302,4).

Действующая маршрутная сеть построена таким образом, что на 97% обеспечивает беспересадочную поездку пассажиров во все районы города и в центральную его часть.

Как плотность, так и разветвлённость маршрутной сети в нашем городе выше,чем это предусмотрено нормативами, причём последний показатель, так называемый «маршрутный коэффициент» составляет 4,3, при том, что образцовый должен быть на уровне 3,2-3,5.

Ещё один важный показатель — средняя дальность подхода к остановкам. Она в нашем городе в среднем составляет полкилометра, а максимальная, для районов с одноэтажной застройкой,  не превышает 900 м. Расстояние между остановочными пунктами составляет не более 600 м, за исключением тех случаев, когда для их установки нет подходящего места.

«Разруха исчезнет сама собой»

Как отметил Лев Сомов, уровень беспересадочных поездок в Кургане позволяет провести дальнейшее слияние существующих маршрутов с сокращением параллельных и замену автобусов марки «ПАЗ» на автобусы большого класса вместимостью более 70 человек.

— Но менталитет пассажиров города Кургана, желающих ездить сидя от подъезда до подъезда не позволяет ускорить этот процесс, как и нежелание некоторых перевозчиков сокращать свои маршруты и графики. Они всеми правдами и неправдами стараются помешать этому, обращаясь с письмами во все инстанции, в том числе и к вам, уважаемые депутаты. И это сильно тормозит введение каких-либо изменений маршрутную сеть, — посетовал Лев Сомов.

Что касается интервалов движения, то, по словам докладчика, для Кургана, где по основным магистралям (центральная часть города, поселки Рябково, Заозёрный, Северный, Восточный, Бульвар Солнечный, Шевелёвка) пассажиропоток, рассчитанный по результатам обследования составляет 2700 человек в час, средний интервал отправлений автобусов от остановок составляет 2 минуты, что соответствует нормам.

IMG_1646=

Для периферийных районов города (микрорайоны Черёмухово, Челноково, Глинки, Зайково, посёлки Смолино, Керамзитный, Увал), где средний пассажиропоток в час составляет 134-430 чел., интервал движения с конечных остановок не превышает 10-15 минут.

Таким образом, интервалы отправлений автобусов в расчете на максимальный часовой пассажиропоток не превышают нормативные. И добавлять количество графиков движения, а тем более открывать новые маршруты без мониторинга пассажиропотока нельзя.

— Для того, чтобы вывести из дальних микрорайонов население, перевозчикам необходимо строго соблюдать графики отправления с конечных остановок и выпуск машин на линию, а также повесить расписания на остановках и в автобусах. И разруха исчезнет сама собой, как сказал профессор Преображенский. Транспортное управление сейчас над этим плотно работает, — подчеркнул Лев Сомов.

Интересно, что есть и норматив, который определяет затраты на время передвижения на общественном транспорте между произвольно взятыми точками: для 90 процентов населения данного города он не должен превышать 36-ти минут. А в Кургане (если не брать в расчёт отдалённые пункты, вроде Нижней Утятки) он равен 34-38-и  минутам. В них входят 6 минут на подход к остановке, 11 — на ожидание автобуса, 17 — на поездку и от 0 до 4 — на пересадку.
Словом, как говорят упомянутые в начале молодые и здоровые, «куда добру».

Выбраны 18 маршрутов

А вот что касается удобства для остальных жителей города, то тут вердикт транспортного управления однозначный.

— С целью повышения уровня комфортности перевозок по уровню наполняемости необходимо заменить часть автобусов малого класса типа «ПАЗ» на городские автобусы среднего и большого класса. Минимальное количество таких автобусов под существующий пассажирооборот составляет 24 единицы. Это и предполагает сделать транспортное управление в ближайшие два года после принятия администрацией города и Курганской городской Думой предложенных нами нормативных правовых актов, — резюмировал Лев Сомов, заканчивая сообщением о сегодняшнем положении дел.

Поэтому в перспективном плане развития регулярных перевозок на территории города Кургана замена «ПАЗов» на автобусы большей вместимости так и названа: «основная концепция».

IMG_1620=

Для замены на маршрутной сети города автобусов малого класса на низкопольные автобусы среднего и большого класса, а первый этап  этой работы запланирован на 2016-2018 годы, выбраны 18 маршрутов, дающих возможность жителям города воспользоваться услугами низкопольного транспорта. Кроме этого, указаны условия, при которых возможно введение низкопольных автобусов для обслуживания населения в других частях города.

Как отметил Лев Сомов, за три года планируется оснастить муниципальную маршрутную сеть низкопольными автобусами в количестве 41 единиц (из них 14 будут приспособлены для обслуживания инвалидов), в том числе в 2016 году – 15 единиц. Провозные возможности на указанных выше маршрутах с учетом развития города будут наращиваться, одновременно на параллельных с ними маршрутах будет производиться частичное сокращение транспорта.

За три года с учетом введения низкопольных автобусов планируется сократить общее количество маршрутных автобусов на 21 единицу. Это делается для того, чтобы подготовить основные направления обслуживания пассажиров к переходу на перевозку по регулируемым тарифам, являющимся ключевым фактором по сдерживанию стоимости проезда на городском общественном транспорте.

На этой оптимистической ноте можно было бы и закончить цитирование директора транспортного управления, но…

ПАЗ — машина тёплая. Правда, тесная

Но в соответствии с планом,  некоторые перевозчики, работающие на муниципальной маршрутной сети, в целях развития регулярных пассажирских перевозок уже в 2016 году должны будут предусмотреть на приобретение низкопольных автобусов около 100 млн. руб. За три года общий объем их капиталовложений может составит около 250 млн. рублей.

Именно это и стало основной темой, которая обсуждалась в ходе обмена мнениями. Что поделать, к реалиям рынка привыкаем уже четверть века.

Об одной из таких реалий и задал вопрос депутат Александр Мазеин.

IMG_1688=

Председатель городского Совета ветеранов поинтересовался, в частности, почему в докладе Льва Сомова не прозвучало ни одного слова о троллейбусах.

Директор транспортного управления ответил кратко: «кредиторы не приняли положительного решения». Так что не будем останавливаться на этой теме.

«КиК» неоднократно писал о судьбе МУП «ГЭТ». В одном из стихотворений нашего земляка, поэта Алексея Еранцева есть такие строки: «Там, где ходит троллейбус, рога голубые откинув…». Теперь, видимо, придётся перефразировать: «Там, где не ходит троллейбус, рога голубые откинув…».

От лирического отступления — к тому, насколько экономика курганских перевозчиков способна потянуть расходы на модернизацию транспортного парка и внедрение автобусов большой вместимости. Об этом сообщил директор ООО «Автолюкс» Владимир Соболев. По его словам, ему, как предпринимателю, на первый взгляд, интересно использовать автобусы большой вместимости — поскольку это увеличивает обороты предприятия.

Соболев сел за расчёты и оказалось, что затраты превысили прибыль. Расходы на эксплуатацию одного «ПАЗа» в предприятии в 2015 году составили, в среднем, 174,5 тысячи рублей (она в зимний период, естественно, выше). Автобус «ПАЗ» стоит 1 млн. 350 тыс. рублей и эффективно эксплуатируется в течении 6 лет. Для того, чтобы купить новое транспортное средство, необходимо откладывать 19 тысяч в месяц (если не брать и затем не обслуживать кредит). Другими словами затраты на эксплуатацию плюс амортизация — около 195 тысяч на один автобус. При стоимости проезда 18 рублей, для хотя бы нулевой рентабельности, чтобы не сработать в убыток одной машиной, необходимо перевезти 10885 пассажиров.

— Теперь я рассмотрел автобус «МАЗ». Он стоит 7 миллионов рублей, » продолжил Владимир Соболев. — Во что превратится моя экономика при этом?

Оказывается, несмотря на то, что срок эксплуатации такого автобуса порядка 10 лет, для обновления парка ежемесячно придётся откладывать уже 58 тысяч рублей. И если этот перевозчик эксплуатировал бы МАЗ в 2015 году, то безубыточный тариф был бы 21 рубль 60 копеек.

А что касается комфорта, то на «ПАЗах», которые эксплуатирует ООО «Автолюкс» при вместимости 44 пассажиров — 23 посадочных места.

— А в «низкополе» при 80-ти перевозимых — только 25 посадочных. Кроме того, по опыту эксплуатации в Екатеринбурге, в них ведь холодно, — заметил Владимир Соболев. — А «ПАЗ» — машина тёплая! Сможем ли мы, убрав две ступени для пассажира, оттянуть его  на «низкопол»?

— Мы же говорим сегодня о поэтапном внедрении низкопольных автобусов. Мы же не говорим о том, чтобы завтра сто процентов «ПАЗов» мы должны поменять на «низкополы», — отреагировал на это выступление Сергей Руденко. — Мы говорим о том, что на маршрутах должны появиться низкопольные машины, для того, чтобы обеспечить доступность разным категориям. Сегодня, извините, при вот такой двери (глава города показал её ширину руками, — авт.) не могут мамы с колясками зайти. Сегодня, если на остановке будет висеть расписание, в котором гражданин сможет прочитать, что , условно, в 8.05 приходит низкопольный автобус, на котором он может добраться до определённого пункта, он и будет подходить к этому времени.

Депутаты городской Думы, которые, разумеется, больше всего вопросов задавали применительно к деятельности общественного транспорта в своих избирательных округах, кроме того обращали внимание и на более фундаментальные проблемы.

Например, заместитель председателя Думы, председатель постоянной депутатской комиссии по бюджету, налогам и сборам Игорь Прозоров заметил, что автобусы, которые ходят по муниципальным маршрутам, необходимо привести в единую цветовую гамму, чтобы было понятно, что это общественный транспорт и убавить на них количество рекламы. Вопрос отсутствия туалетов на конечных точках протяжённых маршрутов также поднимался не раз и не два.

IMG_1775=

Перевозчики, в свою очередь, сегодня видят в качестве одной из основных проблем кадровую: очень трудно найти квалифицированных водителей, ремонтников. Стоит вопрос даже о привлечении их из сельской местности, в частности, путём предоставления служебного жилья.

Закрывая «круглый стол», Сергей Руденко отметил, что он прошёл в позитивном диалоге, который хотелось бы продолжить и на будущее и выработать общую позицию для того, чтобы привести маршрутную сеть в соответствие с Федеральным Законом №220  «Об организации регулярных перевозок пассажиров…».  Для этого необходимо составить реестр маршрутов регулярных перевозок с регулируемыми и с нерегулируемыми тарифами, разработать программу развития сети маршрутов  с учётом с конструктивных предложений, прозвучавших на круглом столе. Этот документ должен стать руководством к действию для всех участников процесса организации работы общественного транспорта в нашем городе.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *