В 1991 году на жизнь города курганцы смотрели глазами фотохудожника Виктора Бухрова

IMG_0205

На страницах «КиКа» появлялись такие фотографии, которые ни одно другое издание просто не могло себе позволить

Попасть в коллектив вновь созданной городской газеты «Курган и курганцы» было не так-то просто. К отбору журналистов первый редактор издания Станислав Потов и его заместитель Валерий Портнягин относились  очень строго: отказ могли получить даже самые маститые акулы пера. Тем журналистам, кто все же становился частью редакции, коллеги немного завидовали: работать в «КиКе» — дерзком передовом издании – было сравнимо с попаданием в высшую лигу. Потому хорошо известный на тот момент фотохудожник Виктор Бухров с удовольствием согласился попробовать себя в новой роли – фотокорреспондента.

Фотография имеет право!

— Конечно же, работа в газете была для меня абсолютно новым опытом. Отказаться от такого шанса было бы глупо, — говорит Виктор Александрович. – В редакцию я пришел уже сложившимся автором.

Виктор Бухров – один из наших первых фотокорров. Комнату, которую ему выделили для студии,  ему пришлось оборудовать самому: всю аппаратуру принес из дома, ничего не пожалел. И потом, когда ушел из редакции, так все нам в наследство и оставил. Виктор Александрович поделился с «КиКом» и своим знаменитым фотоархивом, благодаря этим снимкам газета козыряла тогда, пожалуй, самыми лучшими фотографиями на Урале – некоторые из этих работ были участниками престижнейших профессиональных конкурсов.

— У фотографа не должно быть рамок, ведь фотография – она как жизнь, бесконечна во всех проявлениях, — продолжает собеседник. —  Скажем, если умеешь снимать только природу, то ты – лишь любитель этого жанра, не более. Фотограф должен чувствовать событие и человека, должен все время стремиться к образу, раскрывать внутреннюю, сущностную часть. Тогда зритель,  опираясь на личный опыт, будет считывать нужную информацию. Если же образа нет, то перед нами просто карточка. Этим и отличается незамысловатая иллюстрация от настоящей фотографии.

Свою философию Виктор Бухров пытался объяснить и молодому коллективу редакции. По мнению фотохудожника, кадр должен быть первичным, только затем – текст. Эту точку зрения разделили не все.

— Конечно, у нас возникали противоречия с начальством, а как же?! – улыбается Виктор Александрович. – Руководство считало, что фотография – это иллюстрация, и только. По моему же глубокому убеждению, читатель сначала смотрит на фото и по нему он интуитивно читает и понимает гораздо больше. Перестроиться под газетный стиль мне оказалось сложно, я не смог вжиться в специфику оперативной прессы. Понимаете, я привык вдумчиво работать над материалом: после съемки спокойно просматривать фотографии, отбирать, оценивать и только потом предлагать очерковый фотоматериал, который мог бы звучать совершенно самостоятельно. Газетный же темп диктовал совершенно другие условия.  Я режиссурой сюжета никогда не занимался,  всегда исходил из самой ситуации и самой жизни. Чтобы легко импровизировать, мне нужно было знать подноготную события, а разве такое возможно в журналистской среде?

В «КиКе» дышали свободой

В 1991 году «КиК» мог похвастаться лучшими в городе изображениями – у нас была так называемая «высокая» печать. Это сейчас кажется, что на этих фотографиях ничего не возможно рассмотреть, тогда же такая визуальная подача считалась самой качественной. «Кадры были живые, этим они и привлекали внимание читателей», — говорит Виктор Александрович. Кстати, он помнит каждую свою фотографию в газете! Перелистываем с ним первый номер, второй, десятый… Фотограф называет не только информационный повод  для съемок, но и имена героев, место, где пришлось работать,  обстоятельства.

IMG_0083

— Помню, поощрялись жанровые зарисовки, они всегда читателями воспринимались эмоционально. Вот, например, смотри, какая хорошая история  получилась: это первый парад на площади им. Ленина, в котором участвовали курсанты, — Виктор Александрович показывает на снимок в 16 номере газеты за 18 июня 1991 года. — Тогда это было событием! Раньше по площади только стройотрядовцы маршировали, а тут люди в военной форме появились, представляешь? Конечно, эта фотография стала первополосной. А посмотри сюда, видишь, это же коллаж! Такие работы считались о-го-го какими необычными! Не в технике исполнения, здесь как раз все просто, дело в том, что 25 лет назад фотомонтаж среди фотографов был явлением редчайшим. Но  в «КиКе» экспериментировать любили, поэтому такие фотографии на газетных полосах чувствовали себя вполне вольготно.

В одном из первых номеров находим рекламу ювелирных изделий, тоже редкость по тем временам. Или кадр, на котором друзья Виктора Бухрова разговаривают, сидя на унитазе («Такие снимки могли опубликовать только в демократической газете!»);  другая фотоистория – о любви: на снимке рука мужчины, уютно устроившаяся ниже талии возлюбленной; еще один первополосник – фото девочки, одиноко идущей в конце демонстрационной колонны с высоко поднятым флагом.

— Ее снял специальным объективом, такие изображения были настоящим открытием в фотографии. В свое время на одном из местных конкурсов жюри «зарубили» подобную работу, сказали – антисоветчина. Любое революционное начинание, с точки зрения традиций, во все времена воспринимается критически. Но я никогда не боялся пробовать новое, наоборот, любой опыт всегда воспринимал как открытие. Всегда знал, то, чем занимаюсь, как работаю и как подаю материал – правильно. Остальное меня интересовало мало.

Газета подарила друзей

— Вы понимали, что здесь и сейчас создаете историю?

— Это чувство было вызвано скорее временем, в котором мы жили – у нас всех тогда появилось внутреннее ощущение свободы. Люди ходили по улицам с флагами, толпами шли на митинги, причем это была не навязанная активность, шли по порыву души, говорили то, что думали. Это настроение передалось и коллективу, мы работали на общем подъеме, журналисты были свободнее, брали самые актуальные темы и писали о настоящих проблемах.

—В «КиКе» вы проработали всего  год, какой след газета оставила в вашей жизни?

—  Она подарила мне друзей! У нас была дружная сплоченная редакция, со многими мы продолжаем общаться и сегодня: только что говорил с Верой Мусиной, договорились с ней как-нибудь станцевать вместе, с Валерой Портнягиным, своим преемником – Сашей Алпаткиным, и другими. «КиК» в свое время собрал вокруг себя коллектив единомышленников, мы все чувствовали друг друга, понимали с полуслова. Были объединены общим делом – созданием хорошей, качественной газеты, желанием говорить и показывать правду, это и придавало тогда нашей жизни смысл.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *