Заслуженная артистка России Раиса Лапина отмечает свой юбилей

Lapina

Солистке Курганской областной филармонии посвящались романсы и книги

Солистка Курганской областной филармонии, заслуженная артистка России
Раиса Васильевна Лапина сегодня отмечает свой юбилей – 70-летие. К тому же нынешний год для артистки – год 45-летия ее творческой деятельности в стенах нашей филармонии. Поздравляем любимую певицу многих поколений с праздником!

Обаятельная, талантливая, яркая обладательница достаточно редкого голоса – меццо-сопрано и большой артистической мощи певица – подлинный музыкальный бриллиант города, лицо его серьезной классической составляющей. Под звуки ее незабываемого голоса и вдохновенное исполнение известных романсов проходило детство многих курганских школьников (и мое, в том числе) – Раиса Васильевна долго работала в составе музыкального лектория. Ее сольные выступления принесли ей славу певицы страстного темперамента и мастера глубокого погружения в музыкальный материал, а со славой и массу поклонников. Ей признавались в любви меломаны, посвящали свои сочинения известные композиторы, о ней, единственной из курганских артистов, была написана книга («О, музыка, тебя благодарю!», автор — Людмила Малахова), и она – первая в нашем городе, чей голос зазвучал на виниле.

Сейчас певица все реже радует нас своим талантом, скромно уступая место молодым, но даже единичные выступления Раисы Васильевны заставляют говорить о ней в восторженной степени. Такие, как блестящее появление в роли графини в сцене из «Пиковой дамы» Чайковского, которую она играла в компании своих юных студенток на вечере, посвященном юбилею великого композитора.

В нашей беседе с именинницей я открыла для себя человека не просто талантливого, но великую труженицу, бесконечно преданную музыке, женщину с ранимой душой, много выстрадавшую и в то же время признательную за свою не всегда безоблачную, но такую наполненную творчеством жизнь.

«Спела и заплакала»

Родилась певица в Улан-Удэ, а когда ей было 2 года, родители переехали в Омскую область.

– Жили на целине, на границе с Казахстаном, в совхозе, – вспоминает Раиса Васильевна. – Петь я всегда любила. Однако в нашей семье было семеро детей, мама с папой были полуграмотными, и я даже мечтать не могла о том, чтобы стать артисткой. В школе был хор, туда приглашали старшеклассников, а я приходила третьеклассницей, такой малюсенькой, – они не знали даже, куда меня поставить. Но я хотела петь и все тут!

В сентябре мы ездили на грузовых машинах на уборку урожая. Стоя в кузове, всегда пели песни. Девчонки мне признавались: «Мы каждая старались к тебе поближе встать, чтобы тебя послушать!».

И как-то в седьмом классе на 7 ноября надо было готовить концерт, девчонки баянисту предложили: «Пусть Рая споет!». Я спела в классе один куплет модной тогда песни Пахмутовой «Геологи», упала на парту и стала плакать от переизбытка чувств. Таким было мое первое выступление.

Я хорошо училась, педагоги прочили меня в преподаватели математики.
После школы поступила в Омский пединститут на физику. Там тоже сразу стала петь в самодеятельности, для меня это было важнее науки. На втором курсе меня пригласили в хор, а спустя месяц руководитель хора отвела меня прослушиваться в музыкальное училище. Там мне вынесли вердикт: «Тебе институт не нужен! Ты должна петь!». К тому времени папа уже умер, и я маме заявила о своем страстном желании учиться музыке. А у нее на руках пятеро маленьких детей осталось (только старший брат к тому времени уже женился).

В этот период нам очень помог директор совхоза, который всегда был за то, чтобы я пела: «Я б на твоем месте землю грыз, а в консерваторию поступил!». Он выделил мне стипендию, поддерживал маму с детьми.

И вот когда я была на последнем курсе Омского музыкального училища, Курганской филармонии на один сезон понадобилась певица меццо-сопрано вместо ушедшей в декретный отпуск. У Валентины Ароновны Шухман (директора филармонии тех лет – прим. авт.) в Омске жил брат, она приехала к нему в гости и обратилась в Омскую филармонию с просьбой: «У вас же много певиц, дайте нам одну на сезон!». Ей посоветовали меня. И в 1971 году я приехала в Курган на сезон. Но нет ничего более постоянного, чем временное: так и работаю здесь уже 45 лет!

Влюбленная в музыку

В филармонии артистка музыкального лектория сдружилась с пианисткой Ириной Яник, которая тоже была новенькой на курганской сцене. Обеим было тесно в рамках лектория.

– Стали заниматься по собственному почину, не потому что нас кто-то заставлял. Разучивали Глинку, Чайковского, Рахманинова. Материала набиралось на большие сольные программы. Но в те годы выступать с такими программами было достаточно сложно. Это сейчас все упростилось. А тогда, чтобы иметь право работать сольно одно отделение, нужно было делать несколько программ, представлять их худсовету, ждать утверждения от множества инстанций. И только когда накапливалось пять-шесть программ, после утверждения в Москве нам разрешали работать сольное отделение.

В 1983 году меня поставили на график «Росконцерта». Стала гастролировать и в то же время работала в лектории. Давала в нем 15 концертов в месяц, иногда 20.

Было очень тяжело после отработанного лектория готовиться к программе, а программы мы с Ириной Станиславовной брали очень серьезные. Свиридов на стихи Блока, Пушкина, Есенина, гаврилинские циклы, цикл Мусоргского «Песни и пляски смерти». Предпочитали брать одного композитора на программу, чтобы полнее  раскрыть его. Все время усложняли свою работу. Даже не помним, чтобы у нас были выходные и праздники. Нам хотелось работать, все что мы делали, мы делали любя. И я  влюблялась в ту музыку, которую мы в данный момент исполняли.

Всю область нашу объехала – до самых отдаленных ее уголков. Уезжали на все лето и брали с собой кастрюльки, электроплитки, маленьких детей…Вечерние концерты проходили в селе в 10 вечера после дойки коров, когда сельчане собирались в клубе. Мы пели советские песни, эстраду, Пахмутову, Дунаевского, Колмановского. С нами ездил инструментальный ансамбль, так как в селе отсутствовало пианино, брали с собой и конферансье, чтобы сельской публике было интересно и весело.

Пластинка в честь декабристов

Имя певицы стало широко известно после ее успешного выступления на первом Всероссийском конкурсе камерного пения, проходившем в  Ленинграде (1982), где она была удостоена звания дипломанта.

– Там я получила диплом, но для того времени это было очень много! У нас в стране существовало всего три музыкальных конкурса! Такого обилия конкурсов, как сейчас, не было. Поэтому те конкурсы были настолько серьезны.

– А как случилась история с выпуском Вашей пластинки на фирме «Мелодия»?

– Это было в 1994 году. Диск выпустили к 170-летию восстания декабристов. Филармония очень дружила с Игорем Гусельниковым, пианистом и концертмейстером Ирины Архиповой, великолепным музыкантом. У нас был с ним концерт, и он, послушав мое выступление, написал для меня целый цикл на стихи Кюхельбекера.

В стране тогда не было наличных денег, было сложнейшее время – записать пластинку было невозможно. Мы воспользовались тем, что есть музыка на местный материал, что она связана и с декабристами, и с Курганом. Володя Баскин тоже предложил сложнейший цикл, все поражались, как я могла его выучить. Еще там была музыка известного композитора Вадима Бибергана, он написал ее для меня, когда я была молодой. Я пела с симфоническим оркестром его произведения, мы вместе с ним выступали по области, были дружны. На местный материал удалось найти спонсоров для выпуска пластинки «Поет Раиса Лапина».

Когда я записывала ее на фирме «Мелодия», старый армянин, звукорежиссер, сказал мне: «Деточка, да с вашим голосом надо Рахманинова записывать!».
Конечно, сегодня диском никого не удивишь: каждый может записать диск, все так просто! Но в то время это было большим достижением для артиста.

И все же одно преимущество (и какое!) у артистов советского времени, стоящих на графике «Росконцерта», безусловно, было – возможность гастролировать по стране. Раиса Васильевна объехала всю Россию, выступала в Италии и США. Она работала с Курганским камерным оркестром, Зауральским трио баянистов, симфоническими оркестрами Владивостока, Омска, Екатеринбурга, Молдавии, оркестром русских народных инструментов Владимира, с Московским большим симфоническим оркестром имени Чайковского, пела в органных залах Челябинска, Екатеринбурга, Калининграда, Кирова, Красноярска, Уфы…

Ее настойчиво приглашали петь в оперные театры. А преподаватель Новосибирской консерватории, которую Лапина окончила заочно, выдающаяся певица Лидия Мясникова напутствовала: «Рая, уезжай в столичный театр!». Но Раиса Васильевна крепко держалась за свое семейное счастье, поэтому на приглашения в оперные театры отвечала отказом.

Трудное счастье певицы

Все помнят период, когда муж Раисы Лапиной Владимир Басунов стал директором Курганской филармонии. Вопреки предположениям завистников, карьере Лапиной это никак не поспособствовало, а даже наоборот – одной из самых ярких солисток филармонии пришлось уйти в тень.

– Владимир Андреевич сразу меня предупредил: «Ну ты же понимаешь, что я не смогу позволить, чтобы моя жена была примадонной», — рассказывает Раиса Васильевна. — При Валентине Ароновне я была более смелой, раскованной, мне жилось тогда вольготней, она всем была второй матерью, а при муже на посту директора я стала уходить в тень. Считала, что должна быть женой директора, а не он — «мужем Раисы Лапиной». Понимаю, что все равно разговоры были. Но, во всяком случае, наша с ним совесть чиста. Все звания я получила еще до его назначения. Как муж он для меня ничего особенного не делал.

После смерти Владимира Андреевича для Раисы Лапиной наступили еще более сложные времена: одиночество, отсутствие активной жизни, редкие выступления. На помощь пришел новый директор филармонии Виктор Антипин, который не отпустил певицу из коллектива, за что она ему очень признательна.

– И все-таки я очень счастлива, вспоминая то, что было в моей жизни, — утверждает юбилярша. — Я пела с оркестрами «Реквием» Верди, с хоровой  капеллой имени А. А. Юрлова пела «Реквием» Моцарта – это такое счастье, такая удача! Мне кажется, меня Бог любит: он дарил мне такие моменты в творческой жизни! Огромный дар судьбы, что он свел меня с Ириной Станиславовной Яник, моим замечательным концертмейстером, прекрасной пианисткой!

Счастье Лапиной в ее внучках (им 5 и 17 лет), в музыке, которую она не только исполняет, но и слушает дома.

В последние годы самые заметные ее выступления были в дуэте с Лидией Алексиевской, в составе ансамбля камерной музыки «Libera ludus».
Раиса Васильевна преподает в областном музыкальном колледже имени Д. Д. Шостаковича, но все же считает себя в душе больше артисткой, чем педагогом.

– Раиса Васильевна, как Вы к своему возрасту относитесь?

– Нормально. Но есть внутри какая-то боль, сожаление. Когда я была молода, так все было трудно преодолевать, пробиваться на сцену, все было достаточно закрыто! Нельзя было работать еще где-то, не увольняясь, петь спектакль в другом театре. Если б сейчас я была молодой, я бы добилась большего, из-за границы с концертами не вылазила бы. Я бы что-то делала, ездила на прослушивания, готовила бы какие-то партии. Уж точно бы не сидела, сложа руки!

Подписывайтесь на наши новости в Телеграм

Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *